Пример №1. Создание сборника стихов с различными лексическими группами: архаизмами и неологизмами
Проект рассчитан на школьников 9–11 классов.
Исследование архаизмов и неологизмов требует глубокого знания русского языка и понимания его исторических изменений.
Используя НКРЯ, старшеклассники смогут проанализировать тексты, подобрать примеры употребления слов в художественных текстах, а также написать эссе, стихотворения или другие творческие работы.
Разобьём проект на несколько шагов.
Шаг 1. Определение концепции сборника
Цель сборника. Показать контраст между старым и новым в русском языке, а также исследовать, как язык отражает изменения в культуре и обществе.
Выбор лексических групп. Определите, какие архаизмы и неологизмы вы хотите использовать. Архаизмы включают устаревшие слова и выражения, а неологизмы — современные слова, возникшие в последние десятилетия.
Шаг 2. Сбор лексического материала
Список архаизмов. Соберите список устаревших слов и выражений, которые были в употреблении в прошлые века, но сейчас практически не используются.
Например, самые известные архаизмы в русском языке — древнерусские названия частей тела, такие как: чело (лоб), перст (палец), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), рамена (плечи), выя (шея), уста (рот), ланита (щека), око (глаз).
Список неологизмов. Соберите список новых слов, появившихся в русском языке в определённые годы. Это могут быть слова, связанные с технологиями, интернетом, современной культурой и другими актуальными темами.
Например: фейк, хайп, бот, дрон, троллить, селфи, батл, биткоин, зашерить, флексить.
Примеры использования. С помощью Национального корпуса русского языка для каждого слова найдите примеры его использования в текстах.
Почему именно НКРЯ? Корпус позволяет получить не просто случайные примеры из интернета, а систематизированные, научно выверенные данные, которые дают возможность видеть контекст и частоту использования слов в текстах разных жанров и эпох, а также глубже понять, как архаизмы и неологизмы реально функционируют в русском языке.
Вот как получить примеры употребления архаизмов, используя панхронический корпус НКРЯ.
Для начала исследуйте на графике частоту употребления слова «чело». Пик упоминаний приходится на конец XVII века, а в начале XVIII века происходит резкий спад.
Затем перейдите в вид выдачи «Конкорданс» и установите, в каком тексте панхронического корпуса слово встречается впервые, а какой текст, содержащий это слово, наоборот, самый новый в Корпусе.
Для этого воспользуйтесь кнопкой «Выбор способа сортировки» над результатами поиска и упорядочите тексты по дате создания и по дате создания в обратном порядке.
Понравившиеся примеры можно скопировать, используя иконку рядом с текстом. Желательно, чтобы примеры были из разных исторических эпох.
Важно: мы описали только один из возможных сценариев работы с архаизмами. Вы можете также изучать употребление архаизмов в отдельные исторические периоды или в творчестве отдельных авторов, а также исследовать только тексты определённого жанра, например художественные. Для этого воспользуйтесь инструкцией по отбору подкорпуса из параграфа 2.3.
Аналогичным образом исследуйте употребление других архаизмов.
А затем переходите к неологизмам. Сделайте подборку с помощью панхронического корпуса — найдите примеры употребления неологизма «стартап» в текстах.
В каких еще корпусах НКРЯ можно встретить неологизмы? Они употребляются чаще в социальных сетях, если это жаргонизмы, элементы разговорной речи, новые названия бытовых предметов.
Если же речь идёт о новых терминах, названиях новых явлений или предметов, то их, скорее, можно встретить в научной, деловой речи, а также в газетной публицистике. Например, слово «стартап» в газетном корпусе на момент подготовки этого хендбука (октябрь 2024 года) встречается 6617 раз в 3124 текстах.
Вы можете также изучать употребление неологизмов в отдельные исторические периоды или в творчестве отдельных авторов, а также исследовать только тексты определённого жанра (например, художественные).
Аналогичным образом исследуйте употребление других неологизмов.
Теперь, когда вы собрали списки слов и примеры их употребления, можно переходить к следующему шагу.
Шаг 3. Написание текстов
Использование архаизмов. Создайте примеры прозаического или поэтического текста, в которых активно используются архаизмы. Важно не просто вставлять устаревшие слова, но и создавать атмосферу, соответствующую старинному языку, возможно, в духе классической русской поэзии и прозы.
Использование неологизмов. Создайте художественные тексты, в которых используются неологизмы. Они могут отражать современные реалии, включая технологический прогресс, социальные сети, изменения в обществе.
Примеры художественных текстов, созданных с помощью нейросети
***
Не верь всему, что видишь ты в Сети,
Ведь фейк порой так ловко маскируют.
Правдивый факт попробуй отыскать,
Пока ложь и обман вокруг бушуют.
***
На хайпе все стремятся прокатиться,
Минуту славы урвать любой ценой.
Но так легко в погоне оступиться,
И вмиг растает образ золотой.
***
Кому-то нравится других троллить,
Язвить и жалить, прячась за экран.
Но стоит ли на это время тратить?
Ведь в жизни есть куда важней дела.
Комбинирование. Возможно, вы захотите создать тексты, в которых архаизмы и неологизмы будут взаимодействовать, подчёркивая контраст или неожиданную гармонию между старым и новым.
Примеры художественных текстов, созданных с помощью нейросети
***
На челе морщины, в длани — смартфон,
Сквозь века промчался времени дрон.
Усталые очи глядят в монитор,
Где бот и тролль ведут жаркий спор.
***
Златую десницу простёр к небесам,
Чтоб селфи добыть, вознестись к чудесам.
И лик свой прекрасный на фото узрев,
Шерит сей образ, от счастья зардев.
Шаг 4. Редактирование и доработка
Создав примеры, переходите к подготовке финального текста сборника. Для начала отредактируйте и доработайте получившиеся тексты.
Анализ ритма и стиля. Проверьте ритм и стиль ваших стихотворений. Убедитесь, что архаизмы и неологизмы гармонично вписываются в общий текст и не выглядят искусственно.
Отшлифовка лексики. Проверьте каждое стихотворение, чтобы убедиться, что вы правильно поняли значение каждого слова и корректно его употребляете в тексте
Шаг 5. Оформление сборника
Подготовив финальную версию текста, переходите к этапу оформления сборника.
Структурирование. Организуйте сборник так, чтобы сначала шли стихотворения с архаизмами, затем с неологизмами, а в конце — комбинированные работы. Это поможет читателю проследить эволюцию языка.
Иллюстрации и дизайн. Подумайте о визуальном оформлении сборника. Вы можете использовать иллюстрации, которые отражают эпоху архаизмов, и современные образы для неологизмов. Возможно, стоит использовать старинные шрифты для архаизмов и более привычные для неологизмов.
Предисловие. Напишите предисловие, где объясните выбор лексики и цели вашего проекта, а также кратко расскажете о процессе работы.
Шаг 6. Презентация сборника
Готовый сборник презентуйте в классе.
Подготовка презентации. Подготовьте краткую презентацию для класса, в которой расскажете о концепции и структуре сборника, а также прочитаете несколько стихотворений, иллюстрирующих ваше использование архаизмов и неологизмов.
Презентация. Представьте свой сборник на уроке, обсудите особенности использования старинных и новых слов, объясните, как они отражают изменения в языке и обществе.
Шаг 7. Рефлексия и самооценка
После презентации проанализируйте все этапы работы над сборником.
Анализ результата. Оцените, насколько успешно вам удалось реализовать задуманное. Что получилось особенно удачно и что можно улучшить в будущем?
Получение обратной связи. Обсудите ваш проект с учителем и одноклассниками, чтобы получить отзывы и предложения по улучшению.
Пример №2. Творческий проект как подготовка к итоговому сочинению
Проект рассчитан на школьников 9–11 классов.
В этом проекте мы создадим творческий проект, который поможет ученику подготовиться к написанию сочинения на тему «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?» (тема из комплекта тем итогового сочинения 2023/2024 учебного года).
Творческий подход помогает глубже понять материал, учит думать самостоятельно и уверенно выражать мысли на письме. Это повышает шансы успешно написать итоговое сочинение и получить высокий балл.
Вот вариант поэтапного плана создания такого проекта:
Шаг 1. Выбор творческого направления
Выберите формат проекта, который поможет вам лучше разобраться в теме и выразить свои мысли. Это может быть:
- Литературное эссе, в котором вы через художественный текст исследуете опасности прогресса.
- Краткая пьеса или сценарий, иллюстрирующие последствия неконтролируемого технологического прогресса.
- Визуальный проект. Например, серия рисунков или коллажей, которые символизируют обе стороны прогресса — удобство и опасность.
Шаг 2. Исследование и вдохновение
Хотя исследовательская работа — это не основная цель, важно собрать примеры из литературы, фильмов и искусства, которые иллюстрируют тему прогресса и его двойственную природу.
Это могут быть:
- Литературные произведения, такие как «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Михаила Булгакова; «Вельд» и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери; «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина, которые описывают утопические и антиутопические миры.
- Фильмы, например «Матрица» или «Интерстеллар», которые демонстрируют влияние технологий на человеческую жизнь.
- Произведения искусства, изображающие технологический прогресс и его влияние на природу и общество.
Используя НКРЯ, можно посмотреть какие существуют коннотации (устойчивые ассоциации в языковом сознании говорящего) к словосочетанию «достижение прогресса».
Для исследования обратимся к основному корпусу НКРЯ.
В форме лексико-грамматического поиска в поле «Лемма» слова 1 введите «достижение». Добавьте дополнительное поле «Слово», нажав плюс справа. В поле «Лемма» слова 2 введите «прогресс». Также для слова 2 укажите расстояние от слова 1 от -3 до 3. Это значит, что между искомыми словами могут быть еще одно или два слова, а сами слова «прогресс» и «достижение» могут идти в любом порядке.
Для второго слова задайте синтаксическую связь со словом 1: нажмите «добавить условие», затем в меню вариантов выберите опцию «другие именные модификаторы». Так лингвисты обозначают зависимые от другого слова слова, зависимость которых обозначается предлогом или падежом, — например, в словосочетании «луч солнца» «солнце» выступает в роли другого именного модификатора. Не забудьте указать, что слово 2 зависит от слова 1.
В результате поиска в основном корпусе находится 68 текстов и 73 примера.
Чтобы показать в вашем творческом проекте как положительные, так и отрицательные устойчивые ассоциации к словосочетанию «достижение прогресса» (и формам этого словосочетания, если на предыдущем этапе вы воспользовались поиском по леммам), подберите подходящие вам цитаты.
Вот например, четыре цитаты:
- «...от подобных достижений прогресса один только лишний стресс…» [Дмитрий Великовский. Как из пробки сделать пляж // «Русский репортер», 2015]
- «...То, что злоумышленники могут использовать достижения прогресса в своих целях, не приходило никому в голову.» [Виктор Пелевин. Любовь к трем цукербринам (2014)]
- «..Бесспорно положительны достижения прогресса в питании, в жилищах, антибиотики». [Л. З. Копелев. Дневник (1979)]
- «Историки науки и техники считают, что суммарные достижения научно-технического прогресса за последние 50 лет превзошли все достижения за предыдущие 5000 лет». [Б. Е. Черток. Ракеты и люди (1999)]
В двух приведённых выше цитатах присутствует негативный смысл (оттенок, подтекст), связанный с достижением прогресса, а в двух других — позитивный. Это даёт возможность посмотреть на вопрос с разных точек зрения.
В некоторых текстах прогресс может ассоциироваться с угрозами для человечества. Например, авторы подчёркивают, что чрезмерное стремление к технологическому развитию может привести к деградации человеческих ценностей или к катастрофам. Примеры подобных цитат отражают опасения по поводу того, что достижения прогресса вытесняют традиционные ценности и угрожают естественной гармонии.
С другой стороны, прогресс также может восприниматься как нечто позитивное, открывающее новые возможности для улучшения жизни людей. Такие цитаты показывают, что прогресс — это путь к улучшению условий жизни, решению социальных и экономических проблем.
Шаг 3. Разработка концепции и структуры
На основе собранных материалов разработайте концепцию вашего проекта. Определите:
- Какое основное послание вы хотите донести. Например, доказать, что технологический прогресс скорее опасен для человека, несмотря на тот комфорт, который он приносит, или наоборот — преимущества прогресса технологий не идут ни в какое сравнение с опасностями их внедрения и повсеместного использования.
- Каким образом выбранный формат проекта поможет раскрыть тему. Вы можете выбрать письменный формат, описывая преимущества и недостатки внедрения новых технологий, используя разнообразные эпитеты и метафоры (которые, кстати, тоже можете поискать в НКРЯ). Другой вариант — визуальный проект, например серия иллюстраций или видеоролик, изображающие последствия использования достижений технологического прогресса.
- Какие художественные приёмы вы будете использовать для эмоционального и интеллектуального воздействия на аудиторию. Для письменного формата это могут быть метафоры, сравнения, эпитеты, аллегории и гиперболы. Для иллюстраций и видеоматериалов можно использовать разнообразные символы прогресса — роботы, очки виртуальной реальности, 3D-принтеры.
Шаг 4. Создание черновика проекта
Приступайте к созданию вашего проекта. Если это литературное произведение, напишите черновик текста. Если это визуальный проект, создайте наброски или начальные версии изображений. Важно на этом этапе экспериментировать и не бояться пробовать разные подходы.
Шаг 5. Редактирование и доработка
После завершения черновика отложите работу на некоторое время, а затем вернитесь к ней с новым взглядом. Пересмотрите и улучшите текст или изображения. Убедитесь, что ваше послание чётко выражено, а художественные средства эффективны.
Шаг 6. Подготовка к презентации
Оформите проект в готовом виде, подходящем для представления. Это может быть сборник эссе, альбом с рисунками, видеопрезентация или любой другой формат, который лучше всего отражает вашу идею.
Шаг 7. Рефлексия и самооценка
После завершения проекта проанализируйте свою работу. Подумайте, насколько успешно вам удалось раскрыть тему и выразить свои мысли. Какие аспекты проекта получились особенно удачными, а что можно улучшить? Это поможет вам не только подготовиться к сочинению, но и развить навыки для будущих творческих задач.
Пример №3. Проект «Письма дворянина эпохи Екатерины II» — вымышленная переписка от лица персонажа, который обсуждает современные подростковые темы
Проект рассчитан на школьников 7–11 классов.
Творческий проект «Письма дворянина эпохи Екатерины II» — это переписка от лица вымышленного персонажа — молодого дворянина, — который обсуждает современные подростковые темы: хобби, дружбу, саморазвитие.
Он делает это в стиле XVIII века, используя язык и манеры того времени. Переписка показывает, как можно найти связь между увлечениями прошлого и настоящего, делая историю ближе и понятнее.
Шаг 1. Определение концепции и целей
Тема проекта. Создание подборки писем от имени вымышленного дворянина, жившего в эпоху Екатерины II, в которых обсуждаются актуальные для подростков XXI века вопросы. Темы могут касаться учёбы, социальных сетей, увлечений, отношений и семейных проблем, но всё это будет обсуждаться в характерном для XVIII века стиле общения.
Цель проекта. Исследовать, как можно выразить современные идеи на языке и в манере письма XVIII века, и показать, что некоторые жизненные проблемы остаются актуальными на протяжении веков.
Шаг 2. Исследование эпохи
Чтение писем и произведений. Прочитайте настоящие письма XVIII века, чтобы лучше понять стиль и лексику. Используйте, например, письма Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева или письма из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», чтобы познакомиться с формой общения дворян того времени.
Соберите материал о том, какие темы и вопросы были актуальны в то время, что чаще всего упоминали в письмах, и сопоставьте это с темами, которые интересуют современных подростков.
Шаг 3. Разработка персонажа и тематик писем
Создание вымышленного персонажа. Придумайте героя, от имени которого будут написаны письма. Это может быть молодой дворянин, учившийся в университете или служивший при дворе.
Определение тематики. Выберите несколько тем для писем, которые могут быть интересны подросткам. Например, учёба, дружба, хобби, любовь, трудности взросления.
Письма могут касаться таких вопросов, как выбор будущей профессии, ответственность перед семьёй, социальные сети (в XIX веке — светские салонные беседы), самовыражение и искусство.
Для упрощения исследования используйте знакомый вам функционал НКРЯ — отбор подкорпуса по автору и типу текста, лексико-грамматический поиск.
Например, ниже приведены контексты употребления слова «дружба» в личных письмах Д. И. Фонвизина, входящих в состав основного корпуса НКРЯ.
Шаг 4. Написание писем
Имитация стиля. Постарайтесь использовать лексику, грамматику и стилистику XVIII века. Возьмите на вооружение фразы и выражения, которые вы встречали в письмах Д. И. Фонвизина и «Капитанской дочке».
Вот несколько примеров, которые можно применить:
- Лексика и выражения:
- Использование обращений с уважением: «милостивый государь мой», «батюшка», «матушка».
- Архаизмы и устаревшие слова: «проказник», «проказы», «испуга», «сикурса» (помощь), «донесение».
- Слова с высоким стилем и эмоцией: «непристойно», «сие обстоятельство», «покровитель», «приказываю».
- Грамматика:
- Построение длинных предложений с использованием инверсий и вводных конструкций: «Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском благословении, мы получили...».
- Употребление архаичных оборотов и грамматических конструкций: «прибегаю к вам, зная…», «молю бога о том, чтобы...».
- Упрощённая пунктуация, отсутствие или редкое использование запятых и точек с запятой, что создаёт впечатление плавности и непрерывности текста.
- Стилистика:
- Эмоциональная окрашенность и драматичность повествования: «Молю бога, чтоб ты исправился», «приказываю немедля отписать ко мне».
- Использование архаичных и книжных форм: «сие самое обстоятельство», «почитается», «столь вредные следствия».
- Прямые и вежливые упрёки, которые сохранили формальную вежливость: «стыдно тебе, старый пес», «за сим кланяюсь рабски».
Начните с письма о «хобби» или «дружбе» от лица молодого дворянина, который обсуждает, как важно заниматься не только тем, что нравится, но и тем, что полезно.
Пример письма
Милостивый друг мой Андрей!
С неизменным почтением и радостью пишу тебе сию записку. Хочу поведать о новом увлечении своём — робототехнике. Недавно начал собирать механизмы, кои ныне величают роботами. Представь, как чудно наблюдать, когда устроенный мною механизм движется и исполняет то, что задумано! Занятие это не только увеселительно, но и весьма полезно для ума — развивает терпение и смекалку.
Вижу, что ныне многие молодые люди предаются другому: пишут и показывают публичные записки — короткие видеосюжеты, кои быстро расходятся меж людьми. Сии записки подобны тем, как они делятся своими мыслями и забавами, только через изображения и звуки. А я, друг мой, нашёл радость в том, чтобы строить машины, которые, верю, в будущем смогут служить многим людям.
А ты, друг сердечный, чем ныне занят? Считаю, что каждому полезно иметь увлечение, что развивает ум и душу. Жду вестей от тебя, расскажи, что нового у тебя и как продвигаются твои занятия.
Твой преданный друг
Дмитрий.
Добавьте литературные элементы. Используйте цитаты из известных произведений того времени или упомяните известных исторических персонажей (например, Екатерину II или Вольтера).
Шаг 5. Иллюстрирование проекта
Создание визуальной части. Если проект предполагает оформление писем в физическом виде или презентацию, можно использовать исторические иллюстрации эпохи Екатерины II, добавляя гравюры, изображения дворцов и интерьеров.
Оформление писем. Сделайте письма в виде рукописных документов или распечатайте на состаренной бумаге для создания ощущения аутентичности эпохи. Можно использовать декоративные шрифты, характерные для XVIII века.
Шаг 6. Оформление сборника
Структурирование. Составьте сборник из нескольких писем, каждое из которых посвящено определённой теме. Например, начните с обсуждения хобби и дружбы, затем переходите к семейным проблемам и завершите письмом о будущем.
Введение и заключение. Напишите краткое введение, где поясните замысел проекта и обоснование выбранных тем. В заключении можно подвести итог, показав, как эпоха Екатерины II и наши дни могут перекликаться в вопросах личных переживаний.
Шаг 7. Презентация и рефлексия
Презентация. Подготовьте устную презентацию или защитите проект в классе. Расскажите о том, как был создан персонаж, о чём он пишет и как вы стремились адаптировать современные проблемы к стилю XVIII века.
Рефлексия. После завершения проекта напишите о том, что получилось успешно, какие темы было сложнее всего адаптировать к эпохе. Проанализируйте, что вы узнали о культуре и языке екатерининской эпохи.