Чтобы создать упражнения на основе материалов НКРЯ по темам, связанным с пунктуацией, можно использовать примеры из Корпуса и применять их для моделирования различных заданий на пунктуацию и синтаксические нормы.
Темы по синтаксису и пунктуации в школьной программе и ЕГЭ
Теперь давайте создадим упражнение на пунктуацию. Инструкция похожа на инструкцию для создания заданий по орфографии, но есть несколько особенностей.
Особенности составления заданий на пунктуацию
№1. Выбор корпуса
Для создания заданий по пунктуации рекомендуем использовать обучающий корпус, так как он предназначен прежде всего для использования в школьном преподавании русского языка и литературы.
Основной корпус можно использовать для поиска более широкого круга примеров, включая тексты из различных сфер и жанров. Синтаксическая разметка доступна как в основном, так и в обучающем корпусах, однако в обучающем корпусе она находится в бета-режиме, а значит, может содержать некоторое количество ошибок.
Следует иметь в виду, что в окне поиска в основном корпусе для описания синтаксических отношений используется специальная терминология, выходящая за пределы школьного курса синтаксиса. Ознакомиться с ней можно по ссылке.
№2. Создание подкорпуса по параметрам текста
Можно сформировать подкорпус по различным параметрам, чтобы сузить область поиска. В блоке «Жанр и тип текста» можно выбрать:
тип текста (художественный, публицистический, официально-деловой и т. д.);
жанр (например, роман, рассказ);
автора или произведение (если интересуют конкретные источники);
место и время описываемых событий для художественных текстов;
сферу функционирования, тип и тематику текста для нехудожественных текстов.
Такой гибкий подход к созданию подкорпуса позволяет выбирать примеры, которые наиболее точно соответствуют учебным задачам.
№3. Определение характеристик поиска
Помимо стандартных параметров поиска для упражнений по пунктуации можно использовать дополнительные настройки:
Поля «Грамматические признаки» и «Синтаксические свойства слова» для задания морфологических и синтаксических характеристик.
В поле «Синтаксические свойства слова» можно отметить такие характеристики, как:
осложнение простого предложения (распространённый причастный оборот, деепричастный оборот);
сложное предложение (главное предложение, придаточное предложение).
Вот как можно сформулировать задания по пунктуации:
Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами и объясните их постановку.
Расставьте запятые в сложноподчинённом предложении. Объясните, почему они поставлены именно в этих местах.
Объясните постановку знаков препинания при вводных словах и конструкциях.
Проведите пунктуационный анализ предложений с разными видами связи (союзной и бессоюзной), расставьте недостающие знаки препинания.
Найдите ошибки в постановке знаков препинания в предложениях и объясните, как их исправить.
Покажем на примере.
Пример: обособление обстоятельств
Давайте создадим задание по теме «Обособление обстоятельств» на примере художественных текстов И. С. Тургенева.
Чтобы собрать примеры из обучающего корпуса, сформируйте подкорпус на основе художественных текстов И. С. Тургенева: в блоке «Основные параметры текста» в разделе «Автор» введите «Тургенев».
Сначала найдите примеры употребления деепричастий и деепричастных оборотов. В форме лексико-грамматического поиска в поле «Синтаксические свойства слова» выберите «деепричастный оборот».
В результате поиска перед вами откроется страница с примерами из художественных текстов И. С. Тургенева, так как поиск осуществлялся по заданному подкорпусу. В результате поиска было найдено 8706 примеров в 22 текстах.
Просмотрите предложенные варианты и выберите те, которые подходят для ваших образовательных задач.
Результаты можно отсортировать в зависимости от задачи. Ниже пример сортировки результатов в обратном порядке по дате создания художественного текста.
Вы можете скачать подборку примеров в виде Word-документа для дальнейшей работы или скопировать отдельные понравившиеся результаты.
Если необходимо подобрать примеры для других способов выражения обособленных обстоятельств, сделайте новый запрос.
Посмотрим, какие примеры употребления производных предлогов «благодаря», «вопреки», «вследствие» встречаются в художественных текстах И. С. Тургенева.
Подборка предложений с предлогом «благодаря»:
Подборка примеров с предлогом «вопреки»:
Подборка примеров с предлогом «вследствие»:
Создайте учебный материал: сформулируйте задание и добавьте примеры из обучающего корпуса.
Как можно улучшить
Тема: Обособление обстоятельств (на примере текстов И. С. Тургенева)
Задание:
Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и объясните, чем они выражены.
- Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов_ нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. [И. С. Тургенев. Живые мощи (1874)]
- Но когда_ вернувшись с псарного двора_ где, по словам его доезжачего, последние две гончие «окочурились», он встретил служанку, которая трепетным голосом доложила ему, что Мария, мол, Акинфиевна велели им кланяться, велели сказать, что желают им всего хорошего, а уж больше к ним не вернутся, — Чертопханов_ покружившись раза два на месте и издав хриплое рычание_ тотчас бросился вслед за беглянкой — да кстати захватил с собой пистолет. [И. С. Тургенев. Конец Чертопханова (1872)]
- Благодаря исключительности своего положенья, своей фактической независимости_ Хорь говорил со мной о многом, чего из другого рычагом не выворотишь, как выражаются мужики, жёрновом не вымелешь. [И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч (1847)]
- До дому ещё было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге_ изредка похрапывая и шевеля ушами_ усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. [И. С. Тургенев. Бирюк (1848)]
- — В моей первой любви тоже не много занимательного; я ни в кого не влюблялся до знакомства с Анной Ивановной, моей теперешней женой, — и все у нас шло как по маслу: отцы нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак_ не мешкая. [И. С. Тургенев. Первая любовь (1860)]
- Отдохнув_ я причесался, почистился и сошел вниз к чаю. [И. С. Тургенев. Первая любовь (1860)]
- «Итальянки, — думал он, — вопреки молве о них_ стыдливы и строги…» [И. С. Тургенев. Вешние воды (1872)]
- Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь_ благодаря неусыпным попечениям своего спасителя_ превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. [И. С. Тургенев. Муму (1851)]
- Пользовался отличным здоровьем до пятидесятилетнего возраста, да вдруг вздумал лечить себе глаза_ вследствие чего и окривел. [И. С. Тургенев. Гамлет Щигровского уезда (1849)]
- Вследствие всего вышесказанного_ мне не для чего толковать читателю, каким образом, лет пять тому назад, я попал в Лебедянь в самый развал ярмарки. [И. С. Тургенев. Лебедянь (1848)]
Вот и всё! Упражнения на пунктуацию, созданные на основе данных НКРЯ, помогают учащимся глубже понять правила расстановки знаков препинания в различных типах предложений.
Примеры для этого упражнения выбраны из художественной литературы. Вы можете ограничить поиск и отобрать примеры из современной публицистики, чтобы ученики могли увидеть, как правила работают в современном языке.
Кроме того, вам не придётся тратить время на самостоятельное придумывание примеров.