Используя Национальный корпус русского языка, вы легко найдете примеры употребления однозначных и многозначных слов, историзмов и архаизмов, омонимов, синонимов и антонимов, что значительно упростит создание заданий по лексике.
Темы по лексике и лексическим нормам в школьной программе и ЕГЭ
Рассмотрим на примере, как создать упражнение на закрепление лексических норм, используя НКРЯ.
Пример №1: паронимы
Создадим пример упражнения на паронимы, используя список паронимов для ЕГЭ 2025 года и Национальный корпус русского языка.
Для начала выберите паронимы. Можно взять несколько пар, например:
- абонемент — абонент,
- адресант — адресат,
- авторитарный — авторитетный.
Затем перейдите к поиску в НКРЯ. Используйте обучающий или основной корпус. Вы также можете указать дополнительные фильтры, например жанр или тип текста.
В форме лексико-грамматического поиска в поле «Лемма» введите нужные паронимы. Можете искать слова по очереди или сразу оба, используя знак «|». Например: «абонемент|абонент».
Далее отберите примеры. Просмотрите результаты поиска и выберите предложения, в которых встречаются паронимы, чтобы показать ученикам разницу в употреблении этих слов. Скачайте все результаты или скопируйте отдельные примеры.
Например:
Ведь чтобы заниматься плаванием, нужны бассейн, плавки, шапочка, очки и еще много чего, чтобы заниматься в спортзале, нужно как минимум найти этот самый спортзал недалеко от дома или работы и приобрести абонемент. [Спорт в Москве. Снег скрипит под ногами: индустриальные маршруты для зимних пробежек (2018.02) // Афиша Daily, 2018]
Мир телефонной книги составляют фамилии телефонных абонентов. [Ю. М. Лотман. Структура художественного текста (1998)]
После этого сформулируйте задание, используя найденные примеры.
Пример
Задание:
Найдите ошибки в употреблении паронимов в следующих предложениях и исправьте их.
Или:
Вставьте правильное слово из пары паронимов (абонемент — абонент). Объясните выбор.
Предложение: Я оплатил абонент на посещение кинотеатра.
Правильный ответ: «абонемент», так как абонент — это человек, пользующийся услугой, а абонемент — документ, дающий право на пользование чем-либо.
Подобные упражнения помогут ученикам не только подготовиться к ЕГЭ, но и лучше усвоить различия между паронимами в реальном контексте.
Пример №2: историзмы
Изучение архаизмов, историзмов, неологизмов как части лексического запаса начинается с шестого класса и продолжается в течение всего курса русского языка основной школы.
Рассмотрим следующую тему: «Историзмы в сказках А. С. Пушкина».
Для начала выберите корпус. Мы рекомендуем использовать корпус «Русская классика», так как он содержит все тексты, созданные А. С. Пушкиным, в том числе его сказки.
Ограничьте условия поиска в корпусе, выбрав автора и указав жанр произведения в форме отбора подкорпуса.
Затем задайте условия поиска. В форме лексико-грамматического поиска введите ключевые слова, которые представляют собой историзмы, встречающиеся в сказках А. С. Пушкина. Например, «полати», «дьяк», «воевода».
Далее вы можете выбрать примеры из сказок, где встречаются эти историзмы, чтобы показать ученикам их значение и употребление в тексте.
Например: «И за печкою в полатях…» (полати — спальное место под потолком или за печкой).
После этого можно сформулировать задание — составить упражнение, используя найденные примеры.
Пример задания на историзмы:
- Используя данные НКРЯ, найдите в сказках А. С. Пушкина слова-историзмы, такие как «полати», «дьяк», «воевода», «аршин» и др. Изучите контексты, в которых они употребляются, и объясните их значение.
- Примеры историзмов в тексте:
- Объясните, что такое «полати» и почему это слово считается историзмом.
- Какую роль выполнял дьяк в допетровской Руси? Объясните это в контексте.
- Задание на объяснение:
Найдите слова-историзмы в следующих отрывках. Объясните их значения и укажите, почему они вышли из употребления. - Формулировки для учащихся:
- Найдите и выпишите историзмы из сказок А. С. Пушкина, объясните их значение.
- Расскажите, как эти слова использовались в прошлом и почему они перестали употребляться.
Пример упражнения
Задание:
В тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» найдите слово «горница» и объясните, что оно означало в быту русских людей.
Ответ:
Горница — светлая комната в доме, обычно в верхней части. Слово вышло из употребления, так как изменились планировка домов и условия жизни.
С помощью НКРЯ вы сможете создать упражнения для учеников, где они не просто встречают историзмы, но и учатся понимать их в контексте, анализируя тексты классической литературы. По ссылке вы найдёте историзмы из сказок А. С. Пушкина, которые сможете использовать в качестве примеров на уроке.