Используя Национальный корпус русского языка, вы легко найдете примеры употребления однозначных и многозначных слов, историзмов и архаизмов, омонимов, синонимов и антонимов, что значительно упростит создание заданий по лексике.

​​Темы по лексике и лексическим нормам в школьной программе и ЕГЭ

04. Эти темы также изучаются в рамках курса русского языка в основной школе-4.webp

Рассмотрим на примере, как создать упражнение на закрепление лексических норм, используя НКРЯ.

Пример №1: паронимы

Создадим пример упражнения на паронимы, используя список паронимов для ЕГЭ 2025 года и Национальный корпус русского языка.

Для начала выберите паронимы. Можно взять несколько пар, например:

  • абонемент — абонент,
  • адресант — адресат,
  • авторитарный — авторитетный.​

Затем перейдите к поиску в НКРЯ. Используйте обучающий или основной корпус. Вы также можете указать дополнительные фильтры, например жанр или тип текста.

В форме лексико-грамматического поиска в поле «Лемма» введите нужные паронимы. Можете искать слова по очереди или сразу оба, используя знак «|». Например: «абонемент|абонент».

Рис 14. Глава 4.webp

Далее отберите примеры. Просмотрите результаты поиска и выберите предложения, в которых встречаются паронимы, чтобы показать ученикам разницу в употреблении этих слов. Скачайте все результаты или скопируйте отдельные примеры.

Например:

Ведь чтобы заниматься плаванием, нужны бассейн, плавки, шапочка, очки и еще много чего, чтобы заниматься в спортзале, нужно как минимум найти этот самый спортзал недалеко от дома или работы и приобрести абонемент. [Спорт в Москве. Снег скрипит под ногами: индустриальные маршруты для зимних пробежек (2018.02) // Афиша Daily, 2018]

Мир телефонной книги составляют фамилии телефонных абонентов. [Ю. М. Лотман. Структура художественного текста (1998)]

После этого сформулируйте задание, используя найденные примеры.

Пример

Задание:

Найдите ошибки в употреблении паронимов в следующих предложениях и исправьте их.

Или:

Вставьте правильное слово из пары паронимов (абонемент — абонент). Объясните выбор.

Предложение: Я оплатил абонент на посещение кинотеатра.

Правильный ответ: «абонемент», так как абонент — это человек, пользующийся услугой, а абонемент — документ, дающий право на пользование чем-либо.

Подобные упражнения помогут ученикам не только подготовиться к ЕГЭ, но и лучше усвоить различия между паронимами в реальном контексте.

Пример №2: историзмы

Изучение архаизмов, историзмов, неологизмов как части лексического запаса начинается с шестого класса и продолжается в течение всего курса русского языка основной школы.

Рассмотрим следующую тему: «Историзмы в сказках А. С. Пушкина».

Для начала выберите корпус. Мы рекомендуем использовать корпус «Русская классика», так как он содержит все тексты, созданные А. С. Пушкиным, в том числе его сказки.

Ограничьте условия поиска в корпусе, выбрав автора и указав жанр произведения в форме отбора подкорпуса.

Рис 15. Глава 4.webp

Затем задайте условия поиска. В форме лексико-грамматического поиска введите ключевые слова, которые представляют собой историзмы, встречающиеся в сказках А. С. Пушкина. Например, «полати», «дьяк», «воевода».

Рис 16. Глава 4.webp

Далее вы можете выбрать примеры из сказок, где встречаются эти историзмы, чтобы показать ученикам их значение и употребление в тексте.

Например: «И за печкою в полатях…» (полати — спальное место под потолком или за печкой).

После этого можно сформулировать задание — составить упражнение, используя найденные примеры.

Пример задания на историзмы:

  1. Используя данные НКРЯ, найдите в сказках А. С. Пушкина слова-историзмы, такие как «полати», «дьяк», «воевода», «аршин» и др. Изучите контексты, в которых они употребляются, и объясните их значение.
  2. Примеры историзмов в тексте:
    • Объясните, что такое «полати» и почему это слово считается историзмом.
    • Какую роль выполнял дьяк в допетровской Руси? Объясните это в контексте.
  3. Задание на объяснение:
    Найдите слова-историзмы в следующих отрывках. Объясните их значения и укажите, почему они вышли из употребления.
  4. Формулировки для учащихся:
    • Найдите и выпишите историзмы из сказок А. С. Пушкина, объясните их значение.
    • Расскажите, как эти слова использовались в прошлом и почему они перестали употребляться.
Пример упражнения

Задание:

В тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» найдите слово «горница» и объясните, что оно означало в быту русских людей.

Ответ:

Горница — светлая комната в доме, обычно в верхней части. Слово вышло из употребления, так как изменились планировка домов и условия жизни.

С помощью НКРЯ вы сможете создать упражнения для учеников, где они не просто встречают историзмы, но и учатся понимать их в контексте, анализируя тексты классической литературы. По ссылке вы найдёте историзмы из сказок А. С. Пушкина, которые сможете использовать в качестве примеров на уроке.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Подписывайтесь на канал Корпуса

Здесь вы узнаете об обновлениях и получите полезные советы по работе с Корпусом.
Вступить
Предыдущий параграф4.3. Упражнения на пунктуацию
Следующий параграф4.5. Создание диктанта или изложения на заданную тему, произведение, автора