Пример №1. Графический альбом на тему «Природа в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»
Проект рассчитан на школьников 6–11 классов.
В зависимости от сложности выбранного литературного материала и глубины анализа проекты могут быть адаптированы как для средних, так и старших классов.
Для 6–9 классов можно предложить более простые формы творческих заданий, такие как создание иллюстрированных альбомов или написание эссе, а для старшеклассников — проекты с углублённым анализом произведений и созданием более сложных текстов.
Шаг 1. Определение концепции и цели проекта
Тема проекта. Создание графического альбома на тему «Природа в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» позволит исследовать, как два великих русских писателя по-разному воспринимали и описывали природу.
Цель проекта. Показать, как описание природы у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова отражает не только внешний мир, но и внутренний мир героев, их душевное состояние, стремления и конфликты.
Шаг 2. Исследование литературных произведений с помощью Национального корпуса русского языка
Анализ произведений. В этом примере мы воспользуемся результатами исследования, полученными в одном из примеров в главе об исследовательских проектах.
Для ваших творческих проектов вы можете более глубоко изучить произведения одного автора или выбрать произведения других авторов.
Поиск ключевых описаний и сбор цитат. С помощью поисковых инструментов Корпуса найдите фрагменты текстов, содержащие упоминания природы.
Для этого можно использовать лексико-грамматический поиск и искать контексты употреблений (конкордансы) для слов «лес», «гора», «дерево» — как мы уже делали в параграфе 2.5. Также можно использовать поиск по семантике и искать «природные явления» — снег, дождь и т. п.
Обращайте внимание на контекст, в котором встречаются интересующие вас слова, — какие прилагательные стоят рядом, о каком герое идёт речь в фрагменте текста. Используйте кнопку «Расширенный контекст» справа от примера, чтобы изучить более широкий контекст.
Соберите наиболее яркие примеры, которые описывают природу и природные явления. Эти цитаты послужат материалом для поиска или создания изображений, рисунков, эскизов или коллажей для графического альбома.
Примеры описаний природы
Но вот уж раннею зарею
Сияет тихий небосклон;
Всё ясно; утра луч игривый
Главы косматый лоб златит.
Руслан встает, и конь ретивый
Уж витязя стрелою мчит.
И дни бегут; желтеют нивы;
С дерев спадает дряхлый лист;
В лесах осенний ветра свист
Певиц пернатых заглушает;
Тяжелый, пасмурный туман
Нагие холмы обвивает;
Зима приближилась — Руслан
Свой путь отважно продолжает
[А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1822)]
Уж полдень над его главой
Пылал в сиянии веселом;
И жизни дух проснулся в нем,
Невнятный стон в устах раздался,
Согретый солнечным лучом,
Несчастный тихо приподнялся.
Кругом обводит слабый взор…
И видит: неприступных гор
Над ним воздвигнулась громада,
Гнездо разбойничьих племен,
Черкесской вольности ограда.
Воспомнил юноша свой плен,
Как сна ужасного тревоги,
И слышит: загремели вдруг
Его закованные ноги…
Всё, всё сказал ужасный звук;
Затмилась перед ним природа.
[А. С. Пушкин. Кавказский пленник (1820–1821)]
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит
[А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1822)]
И вот над ним луна златая
На легком облаке всплыла;
И в верх небесного стекла,
По сводам голубым играя,
Блестящий шар свой провела.
Покрылись пеленой сребристой
Холмы, леса и луг с рекой.
Но кто печальною стопой
Идет один тропой гористой?
Она… с кинжалом и пилой;
Зачем же ей кинжал булатный?
Ужель идет на подвиг ратный!
[М. Ю. Лермонтов. Кавказский пленник (1828)]
Они с полей идут назад…
Но что за звук цепей тяжелых?
Зачем печаль сих пастухов?
Увы! то пленники младые,
Утратив годы золотые,
В пустыне гор, в глуши лесов,
Близ Терека пасут уныло
Черкесов тучные стада,
Воспоминая то, что было,
И что не будет никогда!
Как счастье тщетно их ласкало,
Как оставляло наконец,
И как оно мечтою стало!..
И нет к ним жалостных сердец!
Они в цепях, они рабами!
[М. Ю. Лермонтов. Кавказский пленник (1828)]
Между прибрежных диких скал
Беглец Эдема пролетал.
Он взор, исполненный презренья,
Вперил на грешный мир земной
И зрит в тумане отдаленья
Верхи обители святой.
У стен ее, прохлады полны,
Однообразно шепчут волны.
Кругом ее густых дерев
Сплелись кудрявые вершины,
И кое-где из их средины,
Стремясь достать до облаков,
Встает, белея, остов длинный
Зубчатой башни, и над ней,
Символ спасения забвенный,
Чернеет ржавый крест, нагбенный
Усильем бури и дождей.
Меж бедных келий храм огромный.
Едва сквозь длинное окно
Глядит лампады луч нескромный.
Внутри всё спит давным-давно.
[М. Ю. Лермонтов. Демон (1833–1834)]
Анализ символического значения. Проанализируйте найденные фрагменты, чтобы определить символическое значение природы в жизни героев.
Обратите внимание на то, как природа отражает внутренний мир персонажей и влияет на развитие сюжета.
Шаг 3. Создание иллюстраций и коллажей
После того как вы завершите анализ образа природы в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, переходите к разработке визуальной части. Создайте рисунки, фотографии, коллажи или эскизы, которые отражают образы природы, вдохновлённые описаниями из текстов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Вы также можете подготовить изображения, эскизы и рисунки с помощью нейросети «Шедеврум». В «Шедевруме» есть функция «Фильтрумы», которая позволяет трансформировать картинку в одном из предложенных стилей, например сделать из фотографии лубочную картинку.
Шаг 4. Написание литературных комментариев
Когда иллюстрации и коллажи будут готовы добавьте литературные комментарии к каждому изображению, объясняя, какой литературный эпизод вдохновил на создание иллюстрации.
Приводите цитаты из произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, чтобы подчеркнуть ключевые моменты. Добавьте собственные мысли о том, каким вы видите значение природы в современном мире и как вас вдохновили образы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Шаг 5. Оформление графического альбома
Разделите альбом на две части: пусть первая будет посвящена А. С. Пушкину, другая — М. Ю. Лермонтову.
Каждый раздел может включать несколько страниц с иллюстрациями, коллажами и литературными комментариями. Расположите материалы логично, чтобы они передавали развитие мысли или настроения.
Шаг 6. Презентация альбома и рефлексия
Подготовьте презентацию для класса: Расскажите о своей работе над графическим альбомом. Объясните, как вы выбирали литературные цитаты, что вас вдохновляло при создании иллюстраций и как вы пришли к выбранным образам природы.
После презентации проанализируйте свой опыт. Что получилось особенно удачно? Как сочетание литературы и визуального искусства помогло вам лучше понять образы природы у Пушкина и Лермонтова? Подумайте, что можно улучшить в будущих проектах.
Вот и всё! Давайте кратко подведём итоги главы.
Во-первых, мы узнали, что для творческих проектов по русскому языку и литературе можно использовать НКРЯ.
Во-вторых, у нас теперь есть список шагов, которые помогут подготовить творческий проект.
И в-третьих — мы с помощью четырёх примеров разобрали на практике, как такие проекты выполнять.
Надеемся, это даст вам достаточно ресурсов, чтобы придумать и воплотить с учениками собственный проект. И что в процессе вам будет интересно узнавать новое и открывать любопытные факты.
А в последней главе этого справочника мы поговорим о том, как использовать НКРЯ для разработки упражнений по русскому языку.