Чтобы создать упражнения на основе материалов Национального корпуса русского языка по темам, связанным с правописанием, можно использовать тексты из Корпуса и применять их для моделирования различных орфографических заданий.

На основе примеров, полученных из Корпуса, можно составить задания разного типа:
вставить пропущенные буквы, объяснить выбор написания, раскрыть скобки и так далее.

Корпус поможет подобрать материал, который соответствует уровню и интересам учащихся, а также создать множество вариантов упражнений на одно правило.

Если взять для ориентира Единый государственный экзамен, то можно увидеть, что из 27 предложенных заданий семь связаны с правописанием:

  1. Правописание корней.
  2. Правописание приставок.
  3. Правописание суффиксов (кроме -Н- и -НН-).
  4. Правописание глагольных форм.
  5. Правописание НЕ с разными частями речи.
  6. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
  7. Правописание Н/НН.

Эти темы также изучаются в рамках курса русского языка в основной школе.

01. Эти темы также изучаются в рамках курса русского языка в основной школе-3.webp

С теорией разобрались. Теперь давайте создадим упражнение на орфографию — сперва мы дадим инструкцию, как это сделать, а затем покажем на практике.

Важно: эта инструкция универсальная, с её помощью можно создавать упражнения и по другим темам.

Инструкция

Шаг 1. Выберите корпус — обучающий или основной

Обучающий предназначен для учебных целей, а основной — для поиска более широкого круга примеров.

Шаг 2. Создайте подкорпус по параметрам текста

Ограничьте перечень текстов, из которых вы будете выбирать примеры. В блоке «Жанр и тип текста» задайте поиск по художественным или нехудожественным текстам.

В пределах каждого класса выберите из списка:

  • жанр и тип текста;
  • место и время описываемых событий (для художественных текстов);
  • сферу функционирования, тип и тематику текста (для нехудожественных текстов).

Шаг 3. Определите тип поиска и задайте условия

В форме лексико-грамматического поиска введите нужное слово или часть слова, которая соответствует теме правописания.

С помощью полей «Грамматические признаки», «Семантика», «Синтаксические свойства слова», «Дополнительные признаки» укажите необходимые условия для поиска.

Шаг 4. Получите список примеров

В результате поиска перед вами откроется страница с примерами, которые можно использовать для создания учебного материала.

Шаг 5. Выберите подходящие примеры

Просмотрите предложенные результаты и выберите те, которые подходят для ваших образовательных задач.

Шаг 6 (опциональный). Упорядочьте подборку с помощью фильтров по дате создания текста или другим параметрам

Шаг 7. Скачайте подборку

Вы можете скачать подборку примеров в виде Word-документа или скопировать отдельные подходящие примеры и вставить в свой текстовый документ.

Шаг 8. При необходимости повторите поиск

Если нужные примеры не нашлись, продолжите поиск, скорректировав условия запроса.

Шаг 9. Создайте учебный материал

Сформулируйте задание и добавьте примеры из подборки.

Например:

  • Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.
  • Раскройте скобки, объясните правописание выделенных слов.
  • Сгруппируйте слова по правилу правописания.
  • Уберите лишние буквы в словах, объясните причину.

Примеры могут быть адаптированы для работы с текстами из Национального корпуса русского языка, что делает упражнения актуальными и полезными для учащихся.


Используя инструкцию, мы можете создать упражнения ко всем темам, связанным с правописанием. Рассмотрим на двух примерах.

Пример №1: правописание корней с чередованием

Чтобы собрать примеры употребления слов с корнем -лаг-/-лож-, сделайте следующее:

В основном корпусе выберите только художественные тексты. Для этого в форме отбора подкорпуса выберите тип «Художественные тексты», жанр текста — «детская».

Рис 1. Глава 4.webp

Задайте условия поиска. В форме лексико-грамматического поиска введите нужное слово или часть слова, которая соответствует теме правописания.

С помощью дополнительного поля «Словообразование» можно искать по морфемам, например по корням -лаг- и -лож-.

Введите в поле «Морфема» корень «лаг», укажите тип морфемы и отметьте, что необходимо выдать результаты с учётом чередования. В этом случае вы получите примеры слов как с корнем -лаг-, так и с корнем -лож-.

Рис 2. Глава 4.webp

В результате поиска перед вами откроется страница с результатами из художественных текстов:

Рис 3. Глава 4.webp

Просмотрите предложенные варианты и выберите те, которые подходят для ваших образовательных задач.

Если вам нужны примеры только со словоупотреблением морфем «лаг» и «лож», выберите их. В результатах поиска по морфеме «лаг» с учётом чередования представлены все варианты чередования, не только с морфами «лаг» и «лож».

Напомним, что, согласно «Словарю морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, один корень имеет 8 морфов:

  • -лаг- (возЛАГать);
  • -лег- (ЛЕГла);
  • -лёг- (заЛЁГ);
  • -лог- (заЛОГ, наЛОГ, подЛОГ);
  • -леж- (ЛЕЖит);
  • -лёж- (поЛЁЖивал);
  • -лож- (поЛОЖит);
  • -леч- (ЛЕЧь).

При этом сам корень представляют только первые 7 морфов.

Выбрав вид выдачи «Частотность», вы можете посмотреть, какие слова с заданным корнем и как часто используются в текстах. Можно выбрать подходящие примеры к конкретным словам.

Частотность словоупотребления можно группировать по параметрам «лемма», «словоформа», «грамматические признаки», «часть речи».

Рис 4. Глава 4.webp

Скачайте подборку примеров в виде Word-документа или скопируйте отдельные понравившиеся вам примеры для дальнейшей работы.

Или продолжите поиск, варьируя запросы, если необходимо подобрать примеры с другими чередующимися корнями.

Наконец, создайте учебный материал: сформулируйте задание и добавьте примеры из подборки.

Вот что у нас получилось

Тема: Правописание корней с чередованием (например, -лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-/-рос-)​

Задание. Вставьте пропущенные буквы в корнях выделенных слов. Объясните правописание.

  1. Все-таки он был человеком умным и сперва усилием воли подавил естественное в его пол…жении волнение, а затем стал размышлять. [Василь Быков. Главный кригсман (2002)]
  2. Остаток дня и всю следующую ночь славное войско победителя, как и пол…галось в таких случаях, грабило недогоревший замок. [Василь Быков. Главный кригсман (2002)]
  3. Все ясно. Потом имя прил…гательное — дети какие? Смешные. [Андрей Геласимов. Фокс Малдер похож на свинью (2001)]
  4. Разл…жила на кровати весь небогатый свой гардероб, подойдет к зеркалу, прил…жит к себе платье и, постояв, кладет на место. [Г. Я. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]
  5. К старости у Волка стали отр…стать уши. [Сергей Козлов. Как Ёжик с Медвежонком спасли Волка // «Мурзилка», 2003]
  6. Все печальные мысли его разом пропали, и лишь одно думалось: «Как быстро р...стут, как скоро взр…слеют чужие дети...» [Борис Екимов. Пиночет (1999)]
  7. От рыбного магазина пахнет водоемами, тиной, зар…слями камыша. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998]
  8. Слово «нет» еще не было произнесено вслух, но оно уже существовало, уже проклюнулось как слабый р…сток. [Людмила Улицкая. Пиковая дама (1995–2000)]
  9. Еще важнейшее в борьбе — нар…щивание любви к России. [Владимир Крупин. Как только, так сразу (1992)]
  10. «Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь, — промолвил он сквозь зубы, — не хватит, останусь недор…слем из дворян». [И. С. Тургенев. Ася (1858)]

Пример №2: правописание Н и НН в прилагательных и причастиях​

Рассмотрим вариант условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные.

Слово в полной форме с суффиксом -н- (-нн-), -ен- (-енн-) будет отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несовершенного вида (НСВ) и не имеет зависимых слов. Или будет причастием, если образовано от глагола совершенного вида (СВ) и/или имеет зависимые слова.

Например:

  • некошеные луга (прилагательное);
  • не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово);
  • скошенные луга (причастие, т. к. СВ).

Подбирать примеры для подобного задания рекомендуется в обучающем корпусе, интерфейс поиска которого в наибольшей степени отражает парадигму школьной образовательной программы по русскому языку.

Если вы хорошо владеете навыками поиска в Корпусе, попробуйте подобрать примеры из большего по объёму основного корпуса.

Подберём примеры к заданию на правописание слов «крашеный» и «крашенный».

Сначала подберите примеры для слова «крашеный». Введите это слово в поле «Лемма» лексико-грамматического поиска.

Рис 5. Глава 4.webp

В результате поиска слова «крашеный» в обучающем корпусе вы получите 112 примеров в 65 текстах. Скачайте все найденные примеры в виде Word-документа или скопируйте те, которые лучше всего подходят.

Рис 6. Глава 4.webp

Теперь подберите примеры для причастия «крашенный». Так как причастие — это форма глагола, то для поиска его в Корпусе необходимо в поле «Лемма» указать начальную форму глагола («красить»), от которого это причастие образовано, а в поле «Грамматические признаки» в разделе «Неспрягаемые формы» отметьте «Причастие».

Рис 7. Глава 4.webp

В результате поиска слова «крашенный» в обучающем корпусе вы получите 62 примера в 29 текстах. Скачайте все найденные примеры в виде Word-документа или скопируйте те, которые лучше всего подходят.

Рис 8. Глава 4.webp

На основе результатов поиска создайте карточку с заданием, в которой отражено правописание отглагольных прилагательных («крашеный», «резаный») и причастий («крашенный», «резанный»).

Пример

Тема: Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Задание:

Объясните правописание Н/НН в выделенных словах.

02. НН в выделенных словах..webp

Ответ:

В отглагольных прилагательных нет зависимых слов, если же добавить хотя бы одно зависимое слово, прилагательное станет причастием. Пример: крашеНый (пол) — отглагольное прилагательное; крашеННой (по столетней традиции) — причастие.

Исключения: деланный, желанный, жеманный, медленный, священный, чванный, чеканный.

С упражнениями на орфографию разобрались. Коротко напомним, что таким же образом вы можете создать задания на вставку пропущенных букв, объяснение написания, раскрытие скобок и анализ слов.

Каждую тему — корни с чередованием, суффиксы или формы глаголов — можно изучать на примерах. Такой подход развивает языковое чутьё и навыки анализа текста, делая обучение эффективнее.

Двигаемся дальше — впереди нас ждут упражнения на пунктуацию.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Подписывайтесь на канал Корпуса

Здесь вы узнаете об обновлениях и получите полезные советы по работе с Корпусом.
Вступить
Предыдущий параграф4.1. О чём мы поговорим в этой главе
Следующий параграф4.3. Упражнения на пунктуацию