Контекст исследования — это всё, что позволяет лучше понять обстоятельства вокруг исследования. Он включает работы других учёных, которые помогают разобраться в теме и правильно объяснить результаты.
Изучение контекста — предварительная работа, которая даст возможность спланировать своё исследование.
- Поищите, что уже делали другие исследователи или писали на эту тему.
- Подумайте:
- Где именно в Корпусе вы будете искать информацию?
- Какой период для изучения возьмёте?
- Какие сочетания слов будете искать?
Здесь самое время изучить, как устроен Национальный корпус русского языка.
Сейчас он содержит 53 корпуса. У каждого своя специфика и предназначение, что позволяет выбирать наиболее подходящий в зависимости от целей исследования.
Например, основной корпус содержит тексты различных жанров — это даёт возможность получить общую картину использования языка. Синтаксический корпус помогает изучать синтаксические конструкции, а устный корпус — разговорную речь.
Также есть корпусы, посвящённые отдельным периодам истории русского языка, что позволяет проследить его развитие. Кроме того, есть корпусы параллельных текстов, которые полезны для переводчиков и изучающих иностранные языки.
Для проведения исследований в школе вам могут быть интересны следующие корпусы НКРЯ:
- Основной — состоит из русских прозаических текстов, созданных после 1700 года.
- Газетный — состоит из текстов СМИ с 1980-х годов.
- Обучающий — состоит из текстов российской школьной программы по литературе.
- Панхронический — содержит тексты с XI по XXI век, позволяет исследовать, как менялся русский язык на протяжении тысячи лет.
- Корпус «Русская классика» — включает художественные и публицистические произведения, а также письма русских классических писателей.
Важно: для ответов на некоторые исследовательские вопросы вам может потребоваться отобрать тексты по одному или нескольким параметрам: автору, жанру, типу и так далее. Это можно сделать с помощью настройки подкорпуса:
Во время изучения контекста стоит записывать все мысли и вопросы, которые возникают по ходу подготовки. Чем больше ответов вы найдёте сейчас, тем проще вам будет проводить исследование и тем достовернее оно будет.
Как изучать контекст — сейчас покажем на примерах.
Исследование №1: изучаем бытовую историю с помощью Корпуса
Прежде чем изучать с помощью корпуса текстов, как передвигались люди в разные эпохи, было бы здорово разобраться, что уже нам известно или что уже было исследовано.
Например, если вы изучаете развитие технологий, вы можете исследовать, какие есть виды транспорта и как они развивались. Или, если вы проводите исследование в классе, можно опереться на ваши фоновые знания, если вы ученик, или фоновые знания ваших учеников, если вы учитель.
Допустим, вы знаете, что первый пароход отправился в плавание в 1807 году, первая в мире железная дорога была открыта в Англии в 1825 году, автомобили появились в Германии в 1885 году, а воздушные перевозки начались после Первой мировой войны.
Подумаем, как мы будем исследовать средства передвижения в разные эпохи. Делать руками пока что ничего не нужно — мы просто рассуждаем.
Например, мы можем разделить рассматриваемый период на временные отрезки по 50 лет:
- с 1751 по 1800 год,
- с 1801 по 1850 год,
- с 1851 года по 1900 год,
- с 1901 по 1950 год,
- с 1951 по 2000 год.
А затем поискать слова, обозначающие транспортные средства.
Вы также можете выбрать весь промежуток времени, с 1751 по 2000 год, и задавать отдельно названия транспортных средств, чтобы увидеть график с частотой их использования в разные годы (о том, как построить график, вы узнаете в параграфе 2.5).
Также может быть интересно изучить названия новых транспортных средств, о которых вы не знали раньше. Для этого вы можете выписать все слова, обозначающие транспортные средства, а затем добавлять в список новые слова.
Важно: если пользоваться семантической разметкой, новые слова найти не получится. Потому что семантическая разметка производится по словарю — а в Корпусе семантически размечены только те слова, которые есть в словаре. Например, транспорт будущего не попадет в найденное, потому что незнакомые несловарные слова не размечены:
Когда Эвда Наль, спеша, выпрыгнула на землю из кабины спиролета, знаменитый хирург сбежал по ступеням походной операционной ей навстречу. [Вячеслав Рыбаков. Прощание славянки с мечтой (1991)]
Исследование №2: сравниваем явление в текстах разных авторов, жанров и эпох
До начала работы можно посмотреть, какие исследования уже проводились, как именно и на основе каких данных.
- Чтобы провести более глубокое исследование, стоит ознакомиться как минимум с авторефератами научных статей — это поможет узнать, что было изучено ранее.
- Для учебных задач советуем изучить хотя бы наиболее распространённые сравнения и обзоры.
Изучив контекст, вы можете уточнить свой исследовательский вопрос, чтобы не повторять то, что уже много раз написано.
Для поиска необходимых материалов вы можете воспользоваться электронными библиотеками, в которых доступны списки рекомендованной литературы, примеры исследований филологов-классиков и так далее.
Так, в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) материалы по творчеству каждого писателя-классика распределены по пяти предметно-тематическим разделам:
- Энциклопедические сведения об авторе;
- Произведения автора;
- Литература об авторе;
- Библиографические пособия;
- Летопись жизни и творчества автора.
Предположим, вы ознакомились с доступными исследованиями и выяснили, что никто ранее не сравнивал описания природы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Возможно, ещё не были рассмотрены те аспекты или явления природы, которые вас интересуют.
Также вы могли обнаружить, что не было подобных исследований на основе данных Национального корпуса русского языка.
Отлично, мы провели неплохую работу и собрали достаточно данных. Самое время сформулировать гипотезу нашего исследования.