2.2. Подготовка исследовательского вопроса

Вопрос для исследования начинается со слов:

  • Как?
  • Что?
  • Когда?
  • Кто?
  • Какой?
  • Почему?
  • Где?

Важно придумать такой вопрос, который будет интересен именно вам. Это увеличит шансы на завершение исследования — потому что оно может занять несколько недель, а работать над наскучившим вопросом не так увлекательно.

Вот несколько советов, как быстро придумать вопрос для исследования:

  1. Посмотрите примеры вопросов для исследований, которые мы предложили ниже.
  2. Придумайте 10 — 15 похожих вопросов.
  3. Из того, что вы придумали, выберите несколько наиболее интересных.
  4. Оцените каждый вопрос — насколько он:
    a. понятный;
    b. конкретный;
    c. сложный;

Хороший вопрос понятно сформулирован, на него можно ответить за ограниченное время и на него нельзя ответить словами «да» или «нет» или легко найденными фактами. Покажем на примере.

Исследование №1: изучаем бытовую историю с помощью Корпуса

Все вопросы этого исследования будут строиться вокруг того, какую информацию о прошлом дают нам письменные источники Национального корпуса русского языка.

Примеры вопросов:

  • Какие блюда и напитки встречаются в произведениях русских писателей, описывающих быт людей во второй половине XIX века?
  • Как проводили досуг дворяне в текстах русских писателей в России в XIX?
  • Как жители деревень отмечали праздники в XIX и в XX веке?
  • Какие жилищные условия были у городских жителей в начале XX века?
  • Чем различаются предметы домашнего обихода в начале, в середине и в конце XX века?
  • Какое медицинское обслуживание было во времена А. П. Чехова и нашло отражение в его текстах?
  • Какие воспитательные методы применяли к детям в XVIII-XIX веке?

Важно: чем дальше в прошлое, тем меньше письменных источников. Поэтому для школьного исследования рекомендуется изучать тексты XVIII-XXI века. Кроме того, русский язык претерпевал несколько реформ, и чем раньше были написаны тексты, тем меньше они могут быть понятны школьнику.

В этом исследовании мы решили сфокусироваться на таком вопросе:

На каких транспортных средствах передвигались жители России в разные эпохи?

Нас интересует развитие технологий, которое можно проследить через тексты в Корпусе. Поэтому мы будем смотреть на частоту упоминаний разных видов транспорта и группировать их в зависимости от источника энергии.

Одновременно с этим нам интересно узнать о необычных видах транспортных средств, о которых мы не знали раньше. Для этого будем обращать внимание на виды транспорта, редко встречающиеся в Корпусе.

Исследование №2: сравниваем явление в текстах разных авторов, жанров и эпох

Все вопросы этого типа исследования будут фокусироваться на том, как одно и то же явление описывали разные авторы источников Национального корпуса русского языка.

Примеры вопросов:

  • Как различаются описания прекрасных юношей у авторов-женщин и авторов-мужчин в начале XX века?
  • Как менялось описание прекрасных девушек у авторов с начала XIX века до наших дней?
  • В каких контекстах слово «любовь» используют авторы X и Y и как эти контексты различаются?
  • Как изменяется употребление слова «свобода» с XIX века до наших дней?
  • Как изменился язык рекламы в газетах с 1990-х годов до наших дней?

В этом исследовании мы сфокусируемся на таком вопросе:

Какие различия можно найти в описании природы у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?


Отлично, исследовательский вопрос у нас есть. В следующем параграфе расскажем, что такое контекст исследования и как он может нам помочь.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Подписывайтесь на канал Корпуса

Здесь вы узнаете об обновлениях и получите полезные советы по работе с Корпусом.
Вступить
Предыдущий параграф2.1. О чём мы поговорим в этой главе
Следующий параграф2.3. Изучение контекста