Вопрос для исследования начинается со слов:
- Как?
- Что?
- Когда?
- Кто?
- Какой?
- Почему?
- Где?
Важно придумать такой вопрос, который будет интересен именно вам. Это увеличит шансы на завершение исследования — потому что оно может занять несколько недель, а работать над наскучившим вопросом не так увлекательно.
Вот несколько советов, как быстро придумать вопрос для исследования:
- Посмотрите примеры вопросов для исследований, которые мы предложили ниже.
- Придумайте 10 — 15 похожих вопросов.
- Из того, что вы придумали, выберите несколько наиболее интересных.
- Оцените каждый вопрос — насколько он:
a. понятный;
b. конкретный;
c. сложный;
Хороший вопрос понятно сформулирован, на него можно ответить за ограниченное время и на него нельзя ответить словами «да» или «нет» или легко найденными фактами. Покажем на примере.
Исследование №1: изучаем бытовую историю с помощью Корпуса
Все вопросы этого исследования будут строиться вокруг того, какую информацию о прошлом дают нам письменные источники Национального корпуса русского языка.
Примеры вопросов:
- Какие блюда и напитки встречаются в произведениях русских писателей, описывающих быт людей во второй половине XIX века?
- Как проводили досуг дворяне в текстах русских писателей в России в XIX?
- Как жители деревень отмечали праздники в XIX и в XX веке?
- Какие жилищные условия были у городских жителей в начале XX века?
- Чем различаются предметы домашнего обихода в начале, в середине и в конце XX века?
- Какое медицинское обслуживание было во времена А. П. Чехова и нашло отражение в его текстах?
- Какие воспитательные методы применяли к детям в XVIII-XIX веке?
Важно: чем дальше в прошлое, тем меньше письменных источников. Поэтому для школьного исследования рекомендуется изучать тексты XVIII-XXI века. Кроме того, русский язык претерпевал несколько реформ, и чем раньше были написаны тексты, тем меньше они могут быть понятны школьнику.
В этом исследовании мы решили сфокусироваться на таком вопросе:
На каких транспортных средствах передвигались жители России в разные эпохи?
Нас интересует развитие технологий, которое можно проследить через тексты в Корпусе. Поэтому мы будем смотреть на частоту упоминаний разных видов транспорта и группировать их в зависимости от источника энергии.
Одновременно с этим нам интересно узнать о необычных видах транспортных средств, о которых мы не знали раньше. Для этого будем обращать внимание на виды транспорта, редко встречающиеся в Корпусе.
Исследование №2: сравниваем явление в текстах разных авторов, жанров и эпох
Все вопросы этого типа исследования будут фокусироваться на том, как одно и то же явление описывали разные авторы источников Национального корпуса русского языка.
Примеры вопросов:
- Как различаются описания прекрасных юношей у авторов-женщин и авторов-мужчин в начале XX века?
- Как менялось описание прекрасных девушек у авторов с начала XIX века до наших дней?
- В каких контекстах слово «любовь» используют авторы X и Y и как эти контексты различаются?
- Как изменяется употребление слова «свобода» с XIX века до наших дней?
- Как изменился язык рекламы в газетах с 1990-х годов до наших дней?
В этом исследовании мы сфокусируемся на таком вопросе:
Какие различия можно найти в описании природы у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
Отлично, исследовательский вопрос у нас есть. В следующем параграфе расскажем, что такое контекст исследования и как он может нам помочь.