Исследовательская работа не обязательно должна представлять собой многостраничный документ.

Как мы уже написали выше, главное в исследовании — это задать вопрос, сформулировать гипотезу, определиться, какие параметры у вас останутся неизменными (независимая переменная), а какие — будут меняться (зависимая переменная), собрать данные, проанализировать их, сделать вывод. Результаты работы можно вполне представить в разных форматах.

Рассмотрим их подробнее.

Текстовая исследовательская работа

Это классический вариант — опишите текстом всё, что вы проделали на предыдущих шагах. В этом случае исследовательская работа будет состоять из трёх частей:

  1. В первой нужно объяснить актуальность вашего исследовательского вопроса. Почему он важен, что исследовали по выбранной теме до вас, а что ранее не изучалось и планируете изучить вы, какая у вас гипотеза.
  2. Во второй — описать методологию исследования. Как вы собирали данные, какие источники использовали и почему, как формулировали запрос и почему именно так, какие данные в итоге собрали.
  3. В третьей — сделать выводы. В этой части вы интерпретируете полученные данные и делаете на основе этой интерпретации выводы.

Написать большую статью текстом — это весьма трудоёмкий процесс, скорее, похожий на такую работу, которую сделают не все и, возможно, не более одного раза в год.

Но исследовательские компетенции важно развивать каждому ученику, поэтому дальше мы собрали более простые варианты представления данных. Они занимают меньше времени, и их можно реализовать с каждым учеником более одного раза в год.

Постерная конференция

Попробуйте минимизировать количество текста, уместив всю работу на лист ватмана. На постере исследовательская работа могла бы выглядеть вот так:

Рис 23. Глава 1 new.webp

Устройте в вашем классе постерную сессию, чтобы ребята могли ознакомиться с результатами исследований друг друга. Классно, если учащиеся будут не просто смотреть, но и фиксировать и давать обратную связь друг другу по поводу метода исследования и интерпретации данных.

Дискуссия в классе

Предложите ученикам выбрать вопрос для изучения и провести исследования дома или прямо на уроке, разбившись на группы. Устройте в классе дискуссию, попросите ребят в дискуссии опираться на те данные, которые они получили. Наверняка методология исследования, выборка у разных групп будут различаться, а соответственно, скорее всего, различаться будут и сделанные выводы.

Предложите вместе или по группам определить, какие выборки данных и какие методы можно считать более надёжными.

Интеллект-карта

Или Mind Map — это способ визуализировать исследовательский процесс и ключевые выводы. В центре карты укажите основную тему исследования, а от неё проведите ветви, представляющие ключевые гипотезы, методы и выводы.

Это помогает структурировать материал и видеть взаимосвязь между элементами исследования. Например, в центре карты может быть слово, которое вы исследуете, а вокруг — ветви с информацией о его употреблении в разных контекстах, в разных жанрах, о его коллокациях и так далее.

Рис 24. Глава 1.webp

Источник: https://dzen.ru/a/XunphqPk4WGKwrTH

Инфографика

Это способ визуально представить результаты исследования с помощью диаграмм, графиков, иконок и коротких текстовых блоков.

Для её создания выберите ключевые данные и выводы вашего исследования. Определите, какие графики (например, круговые или линейные диаграммы) лучше всего подходят для отображения этих данных. Постарайтесь сделать инфографику простой и понятной. Используйте яркие цвета и минималистичные элементы, чтобы информация легко воспринималась.

Например, исследование частотности использования слова в разных жанрах можно представить в виде графиков, где каждая часть инфографики будет иллюстрировать данные о частоте употребления слова в конкретном жанре.

Рис 25. Глава 1.webp

Источник: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/243936

Исследование №1: изучаем бытовую историю с помощью Корпуса

Результаты исследования того, как передвигались люди в разные эпохи, можно было бы представить в виде инфографики:

  • Нарисовать на ватмане временную линию, разметить её теми периодами, которые вы изучали.
  • Для каждого периода выписать транспортные средства, которые используются чаще всего (можно взять первые 10 слов в каждом периоде).
  • Для каждого слова нарисовать или распечатать и приклеить изображение того, что это слово обозначает.
  • Можно масштабировать картинки — чем больше раз встречается слово, тем больше картинка.

Исследование №2: сравниваем явление в текстах разных авторов, жанров и эпох

Результаты этого исследования можно было бы оформить в виде постера и повесить в классе или коридоре. Как делается постер — мы подробно описали выше.

Если исследование проводили всем классом, то можно организовать дискуссию относительно того, какие выводы сделать на основе собранных данных.


С исследовательскими проектами закончили. Давайте коротко суммируем, что мы узнали и чему научились.

Во-первых, познакомились с научным методом. С его помощью мы можем проводить достоверные исследования — причём не только в области русского языка и литературы.

Во-вторых, научились получать данные, анализировать их и презентовать в наиболее подходящей форме.

Два этих навыка помогут вам в будущем. Далеко заглядывать не нужно — уже в следующей главе мы применим их в творческих проектах: научимся писать письма как дворяне екатерининской эпохи и придумаем, как уместить в одном стихотворении слова «десница» и «селфи».

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Подписывайтесь на канал Корпуса

Здесь вы узнаете об обновлениях и получите полезные советы по работе с Корпусом.
Вступить
Предыдущий параграф2.5. Проведение эксперимента и сбор данных
Следующий параграф3.1. О чём мы поговорим в этой главе