Создание диктанта или изложения на заданную тему, произведение, автора

Диктанты и изложения на основе произведений помогают изучать синтаксис, стилистику и речевые жанры. Тексты из Национального корпуса русского языка показывают живую языковую среду и учат строить грамотные высказывания.

Такие задания дают широкий выбор упражнений — от анализа структуры предложений до понимания авторского замысла. Это будет полезно вашим ученикам для работы в классе и для самостоятельной подготовки, в том числе к ЕГЭ.

Как создать диктант — рассмотрим на примере.

Пример: диктант на тему «Причастный и деепричастный обороты»

В качестве основы возьмём рассказы и повести А. П. Чехова.

Сначала выберите корпус. Мы рекомендуем использовать обучающий корпус, так как он адаптирован для использования в школьном преподавании русского языка и литературы как с точки зрения содержания, так и с точки зрения интерфейса сайта.

Основной корпус можно использовать для поиска более широкого круга примеров, включая тексты из различных сфер и жанров. Синтаксическая разметка доступна как в основном, так и в обучающем корпусе, однако в обучающем корпусе она находится в режиме бета, а значит, может содержать некоторое количество ошибок.

Ограничьте область поиска, указав параметры текста. В разделе «Основные параметры текста» в поле «Автор» введите «Чехов». В разделе «Жанр и тип текста» отметьте «Художественные тексты»; в поле «Тип текста» выберите «рассказ» и «повесть»).

Рис 17. Глава 4.webp

Затем задайте условия поиска. В форме лексико-грамматического поиска в поле «Синтаксические свойства слова» отметьте «Распространённый причастный оборот» и «Деепричастный оборот» и нажмите кнопку «Искать».

В результате перед вами откроется страница с примерами, которые можно использовать для создания учебного материала.

Если вы выбрали обучающий корпус, то подборка будет состоять из 3186 примеров из 20 текстов Чехова.

Рис 18. Глава 4.webp

Далее просмотрите результаты и выберите предложения с причастными и деепричастными оборотами, которые наиболее соответствуют учебной цели.
Для удобства диктанта рекомендуем выбирать предложения средней длины.

Остановимся на рассказе А. П. Чехова «Крыжовник». В результате поиска на заданную тему подобрано 112 примеров.

Рядом с каждым примером есть кнопка «Расширенный контекст». Нажав на неё, пользователь увидит более широкий контекст искомых слов в документе. Подборку примеров можно скачать виде Word-документа для дальнейшей работы.

Возьмём следующие примеры для создания текста диктанта:

  • Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала.
  • Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками.
  • Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга.
  • И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, и Буркин и Иван Иваныч, одетые в шелковые халаты и теплые туфли, сидели в креслах, а сам Алехин, умытый, причесанный, в новом сюртуке, ходил по гостиной, видимо, с наслаждением ощущая тепло, чистоту, сухое платье, легкую обувь, и когда красивая Пелагея, бесшумно ступая по ковру и мягко улыбаясь, подавала на подносе чай с вареньем, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу, и казалось, что его слушали не один только Буркин и Алехин, но также старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам.

Затем сформулируйте задание. Создайте текст диктанта, вставив выбранные предложения. Убедитесь, что в тексте достаточно примеров с различными типами причастных и деепричастных оборотов.

Пример задания: «Прослушайте текст и запишите его, правильно расставляя знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах».

Проверьте и отредактируйте текст получившегося задания. Проверьте текст диктанта на наличие сложных и разнообразных синтаксических конструкций. При необходимости можно адаптировать текст, сохранив его аутентичность.

Упростите текст диктанта, убрав сложные конструкции.

Пример

Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи.

Пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам и молчали, точно сердились друг на друга. Только когда в большой гостиной зажгли лампу, Буркин и Иван Иваныч, одетые в шелковые халаты и теплые туфли, сели в кресла. Алехин, умытый и причесанный, в новом сюртуке, ходил по гостиной, наслаждаясь теплом и чистотой. Бесшумно ступая по ковру и мягко улыбаясь, к ним подошла Пелагея с чаем.

Только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу, и казалось, что его слушали не один только Буркин и Алехин, но также дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам. (129 слов)

Диктант или изложение помогают ученикам научиться грамотно использовать и распознавать причастные и деепричастные обороты, а также развивают навыки пунктуационного анализа.

***
На этом всё — мы рассказали всё, что хотели рассказать. Надеемся, что вам было интересно читать этот справочник так же, как и нам работать над ним.
А ещё — что и вам, и вашим ученикам будет интересно работать с заданиями, проектами и упражнениями, которые вы подготовите с помощью НКРЯ.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Подписывайтесь на канал Корпуса

Здесь вы узнаете об обновлениях и получите полезные советы по работе с Корпусом.
Вступить