5.4. Ассистент студента

Помогаем сделать занятия и задания более творческими и интересными.

5.4.webp

В этом параграфе мы обсудим, как использовать GPT в работе со студентами, чтобы занятия и задачи были более творческими, интересными и информативными.

Здесь GPT может выполнять несколько различных типов ролей:

  • поисковый ассистент;
  • контентный ассистент;
  • позиционный ассистент.

Каждая из ролей предполагает взаимодействие студента с языковой моделью. Однако логика этого взаимодействия и скрывающаяся за ним учебная задача проектируются преподавателем.

В этом, пожалуй, и состоит тонкая игра — преподаватель вместе с языковой моделью разрабатывают различные учебные задачи и строят образовательный опыт, который проживает студент.

Но прежде чем применять языковые модели в обучении, сперва необходимо договориться со студентами о «правилах игры». Давайте остановимся тут и поговорим об этом подробнее.

«Правила игры»

Генеративные технологии могут помочь нам больше фокусироваться на развитии мышления и компетенций студентов плюс сделать занятия более деятельностными, адаптивными и персонализированными.

Для этого важно договориться со студентами, как стоит и не стоит применять GPT, и рассказать, какие существуют подводные камни. Вот несколько советов, что стоит включить в «правила игры»:

Договоритесь о границах допустимого использования

Во-первых, стоит явно обозначить, что просить GPT решить задачу вместо себя — это плохая идея. Аргументация проста: так ничему не научишься.

Если вы замечаете, что некоторые студенты нарушают договорённость, и вас это беспокоит, то стоит изменить формулировки задач или сами задачи, чтобы их было невозможно решить с помощью GPT «в лоб». Например, попросить сформулировать кейс или пример для совместного обсуждения из своего личного опыта.

Во-вторых, стоит зафиксировать перечень вопросов, тем или зон, в рамках которого можно использовать генеративные технологии. Это важно и в случаях, когда студенты используют GPT для поиска новых знаний или решения креативных задач.

Например, не стоит просить студентов сделать реферат, но можно попросить написать эссе, выразив своё мнение. По эссе легко увидеть, кто его написал — ваш студент или языковая модель.

Напомните студентам о фактчекинге

При формировании «правил игры» сфокусируйте внимание студентов на обязательной проверке достоверности результатов GPT — чтобы они не принимали ответ большой модели на веру в качестве абсолютной истины.

Стоит напомнить им, что модели по-прежнему сохраняют определённую долю «галлюцинаций» и не всегда могут давать точный ответ. Важно привить студентам культуру постоянного критического осмысления результата, полученного от GPT.

Выдайте студентам карту для навигации

Взаимодействие с GPT — это нелинейный процесс. Его сложно упаковать в единообразный регламент. Однако нам как преподавателям важно, чтобы студент всё же достиг запланированных образовательных результатов.

Мы можем выдать ему ориентиры для взаимодействия с умным ассистентом по той или иной учебной теме. Такие ориентиры могут быть сформулированы в виде вопросов или тем, по которым студент должен провзаимодействовать с большими языковыми моделями.

При работе с темой анализа различий подходов двух великих психологов Жана Пиаже и Льва Выготского можно предложить студентам выполнить следующее задание:

«Давайте поговорим о детской психологии и о том, как по-разному её рассматривали учёные из разных научных школ. Поразмыслим о научном споре Льва Выготского и Жана Пиаже. Представим, что Лев и Жан неожиданно встретились за одним столом в кафе. Хотя такого никогда и не было, но что мешает нам пофантазировать?

Как мог бы выглядеть их дружеский, но острый спор? Составьте возможный диалог. Вот несколько опорных вопросов, которые могут стать подспорьем в выполнении задания».

Вопросы для разбора в теме:
● Какие ключевые концепции были предложены Пиаже и Выготским?
● Что было предметом исследования и какие научные вопросы учёные задавали себе?
● Какие из подходов Выготского и Пиаже имели сходный предмет?
● Как по-разному смотрели на этот предмет исследователи?
● Приведите три ключевых тезиса Пиаже и Выготского, показывающие разницу их взглядов.

Составив ориентиры, сперва попробуйте пройти этот путь самостоятельно и убедитесь, что никакой из важных пунктов содержания не потерян.

Это же позволит вам увидеть, какой образовательный опыт переживают студенты, где он дискомфортен, где труден, где, наоборот, слишком лёгок. После такой самостоятельной пробы можно уточнить и дополнить уже созданный план занятия.

***

Отлично, с правилами игры разобрались. Теперь давайте поговорим о методических идеях — как включить GPT в сами занятия.

Поисковый ассистент

Такой сценарий кажется наиболее очевидным из всех. Говоря о поиске, мы имеем в виду не только забрасывание поисковых запросов, но в первую очередь поиск ответов на непростые и нетривиальные вопросы.

То есть здесь GPT выступает в роли справочника, помогающего студентам в работе с аналитическими или проектными заданиями.

Мы проводим образовательное событие с использованием проблемных технологий. В качестве базового формата берём решение кейсов. Для решения представленного кейса разбиваем студентов на несколько групп и запускаем их коллективную работу. Довольно часто в подобной работе оказывается необходимым отыскать отдельные факты, данные, чтобы справиться с заданием. Здесь на помощь может прийти большая языковая модель.

Важно оговориться, что при подобном использовании в правилах игры и групповой работы должно быть зафиксировано, что не допускается решение самого кейса с помощью большой языковой модели. Кроме того, и формулировка кейса для такого формата должна предполагать достаточную сложность и нешаблонность.

Аналогично можно использовать GPT в поисковой роли и для разработки проектов или проведения исследований студентами как индивидуально, так и коллективно.

Кроме того, можно достичь и другого педагогического эффекта. Может быть так, что учебная задача фокусируется не на самом поиске ответа, а на сопоставлении ответа, данного студентом или группой студентов, и ответа GPT. В таком случае педагогическим действием становится анализ сходства и различий — а это отличный источник для аналитической работы или дискуссии.

Контентный ассистент

Контентный ассистент помогает студенту поработать в диалоговом формате с частью учебного материала (контента). Доля участия GPT определяется в зависимости от поставленных образовательных результатов и образовательного формата.

Тут вариантов множество: можно выбрать предельную схему, где вся проработка контента отведена работе с GPT, а преподаватель со студентами ведёт только обсуждение. Такая схема будет близка к логике перевёрнутого класса, когда на занятиях с преподавателем идёт дискуссия об изученных заранее материалах.

Или можно применить частичное использование, когда студент обсуждает с GPT только определённые единицы контента. В этом случае преподаватель может подготовить опорные промты — запросы к большой языковой модели, создающие сквозной скелет конкретной темы (пример — ниже).

Фактически мы проектируем ориентировочный маршрут, которым должен пройти студент, задав определённые вопросы. При этом сохраняется достаточно большая свобода в обсуждении с GPT этих вопросов, расширении и углублении отдельных пунктов. Конечно же, важно оговорить со студентами, что ответы GPT требуют проверки, о которой мы говорили в параграфе про фактчекинг. Кстати, фактчекинг становится дополнительным инструментом учения и работы с контентом.

Мы реализуем общеуниверситетский курс для знакомства студентов разных направлений с технологиями искусственного интеллекта. Проводим образовательное событие, где прорабатываем детали существующих возможностей и ограничений использования. Ключевой образовательный результат связан с формированием умения определять уместность использования подобных технологий.

Мы решили проводить занятие в логике перевёрнутого класса, когда студенты заранее поработают с содержанием, и уже на занятии в формате групповой работы мы устроим обсуждение и формирование разных позиций по вопросу использования искусственного интеллекта.

В качестве предзадания мы просим наших студентов проработать несколько вопросов вместе с умным ассистентом (чат-ботом к одной из больших языковых моделей, например YandexGPT). Для ориентировки предлагаем студентам следующие вопросы:
● Что такое нейросеть? Что такое большая языковая модель?
● Какие основные функции могут выполнять большие языковые модели?
● В каких сферах уже применяются большие языковые модели?
● Какие есть кейсы применения? (Можно выбрать специализацию, на которой обучается студент.)
● Какие есть кейсы, где большие языковые модели не смогли успешно справиться с задачей?
● Что такое промтинг и как он может помочь в работе с большими языковыми моделями?

Данные вопросы мы даём именно как ориентировочные. То есть студенты могут дополнить их перечень или уточнить формулировки. Однако ориентируем студентов, что на живой встрече мы затронем именно эти вопросы в групповой работе.

В ходе групповой работы при этом можем не дублировать вопросы напрямую. Важно разделить группы на разные профессиональные сферы и попросить составить свой рейтинг наиболее применимых и полезных функций и рейтинг слабостей больших языковых моделей.

Обсуждение можно провести в формате баттла, когда разные команды будут представлять свои мнения и спорить о том, что наиболее, а что наименее полезно.

Важно: ориентирующие вопросы вы можете составить с помощью GPT.

Позиционный ассистент

В этом случае наша педагогическая задача состоит в том, чтобы студенты смогли поработать с различными позициями, подходами и точками зрения вокруг изучаемой темы или умения. Мы помним, что занимать позицию — одна из суперспособностей GPT, и эту способность удобно использовать в обучении.

Тут мы можем использовать GPT в качестве альтернативной точки зрения. То есть, разбирая какой-то вопрос или тему, мы можем не только поработать с ней в группах, но и задать наш вопрос GPT — при этом можно попросить её занять ту или иную позицию: обывательскую, профессиональную или иную.

Как вы помните, один из элементов промта — это контекст. Именно этот параметр и можно задействовать в сценарии позиционного ассистента.

Интересный вариант — использовать GPT в роли конкретных персонажей, исторических деятелей или образов людей. Такая практика часто применяется при обучении гуманитарным дисциплинам или гуманитарным темам, но может пригодиться и в других сферах.

Представим, что мы проводим образовательное событие, в результате которого хотим сформировать у студентов умение формулировать аргументы и контраргументы. Для подобного события удобнее всего использовать техники группового обучения, например «аквариум». Мы можем предложить нашим студентам обсудить какую-то проблему, которая не имеет очевидного решения.

При этом можно ввести в работу группы GPT в позиции скептика, так, чтобы на каждый аргумент она находила контраргумент. В подобной коммуникации студенты могут отточить мастерство работы с возражениями.

Интересный вариант работы с с позиционным ассистентом — вовлечь его в часть образовательного события или программы, где мы осуществляем оценивание. Например, организовать баттл как один из форматов защиты итогового проекта или конкретной учебной задачи.

Баттл предполагает, что группы или студенты работают над сходным вопросом-заданием, а потом в режиме учебного спора приводят аргументы и контраргументы к позициям друг друга. А GPT будет играть роль критика или апологета позиции, которую представляют студенты.

Вопросы для самопроверки



На этом всё. Мы рады, что вы дошли до конца, — надеемся, что вы нашли много интересных идей, которые помогут вам в работе и вашим студентам в учёбе.

Если вам интересно чуть глубже копнуть тему применения языковых моделей и GPT в школьном образовании, советуем обратить внимание на курс Яндекс Учебника «Нейросети для учителей».

Конечно, работа с языковыми моделями в образовании не исчерпывается теми примерами, которые мы привели. Наверняка вы найдёте (или уже нашли) и другие интересные варианты применения языковых моделей.

Поэтому у нас есть просьба — пожалуйста, поделитесь вашими находками с другими читателями, заполнив форму ниже. А мы опубликуем ответы в новой редакции гайда — указав авторство.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Предыдущий параграф5.2. Составление сценариев и образовательных программ

Уроков, курсов, лекций — и других.

Предыдущий параграф5.3. Генерация контента

Учебных материалов, заданий и идей.