5.3. Генерация контента

Учебных материалов, заданий и идей.

5.3.webp

Здесь GPT может быть нам полезна в трёх сценариях:

  • формирование учебных материалов;
  • создание синтетических учебных заданий;
  • генерация идей.

В каждом из них мы можем использовать языковую модель для разных задач:

  • поиск и агрегация контента;
  • переформулирование контента;
  • создание нового контента.

Рассмотрим их подробнее.

Поиск и агрегация контента

Здесь языковая модель будет искать, суммаризировать и структурировать информацию по запросу. Конечно, от вас потребуется «допилить» ответ GPT под конкретную программу или занятие. Но вам не придётся тратить время на сбор материалов.

GPT стоит привлечь к следующим задачам:

  • подобрать примеры, кейсы, данные по нужной теме;
  • собрать определения, понятия;
  • сделать структурированные списки, рейтинги, перечни.

Пример — для подбора кейсов и примеров
Приведи 10 примеров неправильных глаголов английского языка. Подбери из них 5 примеров использования неправильных глаголов для Past Perfect.

Пример — для работы с определениями
Собери 3 определения психологического понятия «интеллект»: одно — из психоаналитической парадигмы, второе — из конструктивизма, третье — из бихевиоризма. Напиши их, указав источники.

Пример — для структурирования
Ты опытный химик. Собери 10 наиболее значимых фактов об углероде для использования на вводном занятии.

Переформулирование контента

Такой формат полезен, когда нам нужно не найти новый материал, а пересобрать имеющийся. Подобная задача требует уже более активного участия GPT, она выступает как сопроектировщик.

Здесь мы применяем паттерн «Актуализация знания» — то есть передаём GPT готовый контент как «знание» для последующей переработки.

Переформулирование контента может пригодиться для следующих задач:

  • Объединение нескольких материалов, суммаризация.
  • Обновление формулировок — например, создание разных вариантов легенд к учебным задачам.
  • Создание разнопозиционных, разноуровневных, разноформатных материалов.

Пример — для интеграции и суммаризации материалов
Собери и напиши две формулировки понятия «хронотоп». Сделай суммаризацию понятий в одно определение.

Пример — для обновления формулировки
Создай новую легенду к задаче, используя пример.

Пример — для разноформатности и разнопозиционности
Сделай объяснение физического понятия скорости в трёх предложениях в двух вариантах: для ребенка трёх лет и для студента физического факультета.

Создание нового контента

Здесь GPT выступает как ключевой создатель, а мы — как куратор: формулируем задачу и требования к финальному результату.

Обычно такой формат уместен, когда необходим креативный контент и когда требования к достоверности или объективности результата не являются определяющими. Например, нам необходима генерация уникального изображения или оригинального текста.

Возможные задачи, для которых полезен такой формат:

  • генерация креативного контента — изображений, текстов, стихов, пр.;
  • придумка креативных тем для исследований, работ, эссе;
  • формулировка проблематизирующих вопросов или хук-вопросов;
  • генерация учебных задач.

Пример — для генерации креативного контента
Ты художник Марк Шагал. Создай изображение летящих над замёрзшей рекой людей в шубах и шапках.

Пример — для придумывания креативных тем
Сформулируй 5 тем для эссе по теме «AI: чёрный ящик Пандоры».

Пример — для хук-вопросов
Ты опытный педагог. Придумай три hook-вопроса из жизни школьников для начала занятия по закону Ома.

Отдельно стоит упомянуть ещё одну возможность — в настоящее время она пока реализуется GPT недостаточно хорошо, но в ближайшем будущем нейросети наверняка справятся и с ней.

Речь идёт о генерации учебных заданий — мы упоминали похожую задачу в предыдущем разделе, когда говорили о реформулировании, но там GPT создавала новые условия учебной задачи, а логика задачи оставалась прежней.

В формате генерации нового контента при правильном запросе многие большие языковые модели способны генерировать так называемые синтетические учебные задачи лёгкого и среднего уровня. Очень полезно для подобных запросов сначала показать GPT модель задачи, дать несколько примеров и уже потом просить сформулировать новую задачу.

Ты опытный преподаватель университета и разработчик. Создай для студентов первого курса, не имеющих опыта, новую задачу по теме «Python. Классы», используя пример.

Ещё одна тема позади! Теперь вы умеете гораздо быстрее и креативнее создавать учебный контент.

Конечно, возможности GPT выходят далеко за рамки наших форматов и примеров — и это открывает большой простор для экспериментов. Попробуйте комбинировать их между собой. А если двигаться в паттерне «Цепочка размышлений», то результат может быть по-настоящему поразительным.

В заключительном параграфе мы поговорим о том, почему GPT стоит пользоваться не только вам, но и вашим студентам — и как организовать учебный процесс.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Предыдущий параграф5.2. Составление сценариев и образовательных программ

Уроков, курсов, лекций — и других.

Следующий параграф5.4. Ассистент студента

Помогаем сделать занятия и задания более творческими и интересными.