Разбираемся, из каких элементов состоит запрос — и как их подбирать.

3.2.webp

Придумывание промта очень похоже на формализацию. Грубо говоря, мы озвучиваем параметры и критерии, которым должен соответствовать результат запроса.

Как правило, промт состоит из четырёх разделов:

  1. Контекст, который описывает поведение модели.
  2. Задание или вопрос, в соответствии с которым модель сформирует ответ.
  3. Формат ответа модели на запрос.
  4. Требования к ответу.

Разберём их подробнее.

Контекст задаёт ролевое поведение модели. Он формируется по-разному, в зависимости от того, кем выступает нейросеть при его генерации. Ниже — примеры контекстов.

Ты переводчик с русского на английский. Ты переводишь текст на английский язык.

Ты поэт. Ты всегда отвечаешь стихотворением из четырёх строчек.

Ты учитель начальных классов. Ты объясняешь сложные вещи простым и понятным языком.

Задача, которую должна будет выполнить модель. Здесь необходимо объяснить суть того, что нужно сделать.

Подготовь план презентации по теме «Разведение аквариумных рыбок».

Напиши пятиминутный питч стартапа.

Сформулируй основную мысль текста ниже.

Формат ответа или его пример.

Ответ подготовь в виде списка действий.

Ответ подготовь в виде таблицы со следующими столбцами: дата покупки, название, стоимость.

Ответ подготовь в виде сонета.

Требования к ответу определяют, как модель будет искать и собирать информацию и что представит в ответе.

  • Расскажи о розничной торговле в Москве и Петербурге в XIX веке. В ответе не используй термины и понятия, которые появились после 1900 года.
  • Помоги придумать метафору. Найди сходства между дирижаблем и суфле. Не используй слово «воздушный» и его производные в ответе.

Теперь всё вместе (попробуйте задать эти промты модели сами!):

Ты преподаватель русской литературы с опытом более 10 лет. Назови города, которые описал Константин Паустовский в первом томе серии «Повесть о жизни». Ответ подготовь в виде списка, состоящего из городов и основных событий, которые в них происходили.

Впрочем, при конструировании промта не всегда нужно использовать все описанные выше разделы — это зависит от задачи. Если для вашей задачи содержание важнее формы, то можно не указывать формат ответа или требования к ответу.

Ты учитель математики в седьмом классе. Ты стараешься объяснить сложные вещи простыми и понятными словами. Тема урока — «Линейные функции». Объясни, что такое линейные функции.

Иногда модель даёт неполный ответ. Или ответ в такой структуре, которая нас не устраивает. В таком случае стоит уточнить, где она ошиблась и что вы от неё ожидаете.

Запрос:

Придумай ситуацию, наглядно показывающую феномен Баадера — Майнхоф в повседневности.

Ответ:

Том решил купить новую машину и внимательно изучил разные модели, перед тем как сделать выбор в пользу красного седана. Когда он покупал машину с такими характеристиками, она казалась довольно редкой на дорогах. Но как только Том приобрёл авто, он начал видеть красные седаны почти повсюду — на парковках, на соседних полосах на трассе, в своём районе. Это иллюстрация феномена Баадера — Майнхоф. Фактически объём красных седанов, скорее всего, не изменился, просто Том стал замечать их гораздо чаще, так как эта информация стала для него актуальной и значимой.

Уточняющий запрос:

Включи общую формулировку феномена в представленный ответ.

Ответ:

Том решил купить новую машину и внимательно изучил разные модели, перед тем как сделать выбор в пользу красного седана. Когда он покупал машину с такими характеристиками, она казалась довольно редкой на дорогах. Но как только Том приобрёл авто, он начал видеть красные седаны почти повсюду — на парковках, на соседних полосах на трассе, в своём районе.

Том столкнулся с феноменом Баадера — Майнхоф, или эффектом частоты. Феномен проявляется в следующем: после того как человек узнаёт о каком-то новом объекте, концепции или внедряет их в свою жизнь, он внезапно начинает «видеть» это повсюду.

Фактически объём красных седанов, скорее всего, не изменился, просто Том стал замечать их гораздо чаще, так как эта информация стала для него актуальной и значимой. Это и есть проявление феномена Баадера — Майнхоф.

Вот и всё — с основами разобрались! Далее до конца главы мы сфокусируемся на всём, что связано с задачами. А в дальнейших главах детальнее разберём контексты и форматы ответа.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Предыдущий параграф3.1. Что нас ждёт в этой главе
Следующий параграф3.3. Типы задач

Краткая классификация — с чем нам может помочь GPT.