Что должен знать и уметь продакт-менеджер
Что делает продакт-менеджер
Продакт-менеджер отвечает за создание и продвижение продукта. Продумывает стратегию развития, то, как с продуктом будут взаимодействовать пользователи, и даже разрабатывает маркетинговые кампании. А ещё занимается долгосрочным планированием — работает над бэклогом задач.
При этом продакт-менеджер взаимодействует с продуктом и после его запуска. Если люди пользуются новым продуктом или фичей неохотно, будет выяснять, что именно не так и как это исправить. Продакту будет чем заняться, даже если дела пойдут хорошо: на рынке постоянно появляются новые тенденции, а требования пользователей меняются, поэтому нужно думать, как развивать продукт дальше.
В разных компаниях обязанности продакт-менеджера будут различаться. Например, в маленьком стартапе он может выполнять функции проджекта, аналитика и тестировщика одновременно. В крупных компаниях с миллионами пользователей в продуктовых командах работает сразу несколько продактов, каждый из них отвечает за определённую функциональность продукта.
Продакт-менеджер руководит большой продуктовой командой: ставит задачи разработчикам, маркетологам, аналитикам, дизайнерам, техподдержке и контролирует их выполнение. Но при этом продакт работает и руками: например, проводит анализ конкурентов.
Можно сравнить работу над продуктом с путешествием на корабле. Продукт — это корабль, продакт — капитан, а команда — все, кто причастен к продукту. Продакт-менеджер задаёт курс и говорит, куда плыть, но в то же время на корабле есть команда: матросы, мотористы, обслуживающий персонал. В каждом отделе свой руководитель, зона ответственности и задачи. При этом все взаимосвязаны: капитан вряд ли далеко уплывёт без команды, а она без него.
Анна Динельт, руководитель продукта Яндекс Афиши
Что должен знать и уметь продакт-менеджер
Понимать базовые принципы разработки. Это поможет быстрее вникнуть в технический бэкграунд продукта и адекватно ставить задачи разработчикам.
Уметь управлять проектами. Работа над продуктом включает в себя серию отдельных шагов и определённых задач. Есть промежуточные и конечные результаты: от обновления кнопки на сайте до запуска или апгрейда продукта. Чтобы достигнуть цели, важно правильно организовать работу команды — распределить время и ресурсы.
Планировать и расставлять приоритеты. Если неправильно рассчитать сроки, можно запланировать в несколько раз больше, чем команда реализует на самом деле. А ещё важно делать в первую очередь то, что принесёт максимальную пользу продукту.
Работать с аналитикой. Важно ориентироваться в метриках продукта — знать, что они означают и какие из них важны. А ещё классно, если продакт сам может написать SQL-запрос: так он сможет проверять простые гипотезы, не дожидаясь ответа аналитиков.
Разбираться в исследованиях пользователей. Продакт должен понимать, как проводят интервью и UX-исследования: это поможет внятно ставить задачи исследователям. Например, объяснить, какая выборка респондентов нужна и какие вопросы стоит задать. Здорово, если продакт сам умеет исследовать и может общаться с пользователями: так он будет лучше понимать запросы аудитории.
Иметь базовые навыки в юнит-экономике. Нужно уметь оценить рентабельность проекта — посчитать, какую выгоду принесёт реализация каждой фичи, и сопоставить это с затратами на разработку.
Владеть стейкхолдер-менеджментом. Требования к продукту бывают разными, и часто стейкхолдеры не понимают стоимости задачи. В такие моменты важно уметь объяснить, почему это будет дорого, и предложить компромиссный вариант, который решит проблему более дешёвыми способами.
Из личностных качеств продакту пригодятся:
-
Открытость и гибкость мышления. Умение отказываться от стереотипов поможет больше экспериментировать и не принимать решения за пользователей заранее.
-
Навыки работы в команде. Нужно уметь находить компромиссы, доносить и аргументировать свои мысли, давать обратную связь и иногда даже говорить «нет». Иначе сделать классный продукт не получится.
-
Способность брать на себя ответственность.
У продакт-менеджера большая зона ответственности, поэтому ежедневно он работает в режиме многозадачности. При такой занятости легко эмоционально выгореть, но работать в состоянии стресса не получится. Готовых сценариев в работе продакта нет, поэтому важно иметь свежую голову, чтобы подходить к задачам креативно. Если научитесь управлять собой, своими приоритетами и соблюдать баланс между работой и отдыхом, будете чувствовать себя спокойнее.
Анна Динельт, руководитель продукта Яндекс Афиши
Как стать продакт-менеджером
Исследование рынка продактов от DevCrowd показало, что продактами чаще всего становятся проджект-менеджеры, маркетологи и бизнес-аналитики. Ещё удобно переходить в эту профессию из клиентской поддержки: такие специалисты хорошо знают продукт и часто общаются с пользователями. Чтобы развивать продукт, важно понимать, как с ним взаимодействует пользователь и что поможет сделать этот процесс ещё удобнее.
Получить базовые знания можно на курсах. Например, есть классный симулятор Go Practice. Он состоит из двух частей: первая — для начинающих продактов, вторая — для продвинутых. Новичков здесь научат работать с продуктом и данными, а опытных продактов — находить в продукте зоны роста.
Чтобы профессионально расти, важно обращать внимание на удачные и неудачные решения в разных продуктах и интерфейсах, думать, почему ими удобно пользоваться — или, наоборот, неудобно. Это поможет сформировать насмотренность.
А ещё можно читать телеграм-каналы продуктовых экспертов, там они делятся своими исследованиями и опытом. Среди популярных блогеров — Иван Замесин, Илья Красинский и Анна Булдакова.
Нужно постоянно смотреть вокруг и заниматься самообразованием — читать литературу, статьи, смотреть лекции и интервью с предпринимателями и крутыми продактами. Чужие кейсы часто помогают найти верное решение для своих задач: можно подумать, как их применить к продукту, над которым работаешь.
Также важно обмениваться опытом с другими специалистами. Например, в Яндексе есть сообщество для тех, кто работает или когда-то работал в компании, — YNDX Family. Там для участников организуют Non Random Coffee, где можно познакомиться с другими специалистами, в том числе и с продактами, руководителями продактов и команд growth hacking. Такое общение тоже даёт новые знания и идеи, которые можно позаимствовать. Важно не замыкаться в своей скорлупке, а общаться, читать, смотреть и набираться информации.
Анна Динельт, руководитель продукта Яндекс Афиши