Продакт vs проджект: как различаются рабочие дни, задачи и компетенции
Продакт-менеджер, или менеджер продукта, — специалист, который отвечает за создание новых продуктов, анализ рынка, управление разработкой и реализацией новых идей внутри компании.
Проджект-менеджер, или менеджер проектов, координирует действия и организует работу команды по достижению целей: выпуску продуктов, решению проблем.
Как приходят в профессию
Продакт — это связующее звено между разработкой и бизнесом. На эту позицию чаще приходят из другой IT-профессии — разработчики, аналитики, тимлиды. Классными продактами становятся предприниматели: те, кто умеет смотреть на процесс или продукт стратегически, видеть полную картину происходящего.
Я поняла, что мне не хватает компетенций для перехода из проджектов в продакты, и в 2019 году пошла учиться в Школу менеджеров Яндекса. Параллельно ходила на митапы и конференции по продакт-менеджменту, следила за известными продуктологами вроде Ильи Красинского и Ивана Замесина. Старалась собрать как можно больше опыта и знаний по разным темам.
Считаю, чтобы стать продактом, нужны две вещи: опыт или ментор, который им поделится, и твёрдые профильные знания.
Екатерина Смагина, старший продакт-менеджер в Яндекс Картах
На позицию проджекта чаще переходят из организаторов офлайн- или онлайн-мероприятий, менеджеров студий или компаний. Если сотрудник приходит не из IT-мира, главная задача для него — понять, как устроен процесс разработки, какие существуют слабые места и где поддержка менеджера нужнее всего.
Я много училась на своих ошибках. Моя первая работа проджектом была в веб-студии разработки сайтов. Там я с нуля с моим руководителем проходила все шаги по менеджменту проектов. Столкнулась с основными сложностями в разработке: жёсткими несдвигаемыми сроками от заказчика, задержкой дизайна от другой компании, новым для команды стеком технологий. В тот момент я поняла, что главное для проджекта — любовь и бережное отношение к своей команде.
Любовь Кадебская, менеджер проектов в Яндексе
Важные навыки и компетенции
Продакт — это «локомотив». Ему важно гореть продуктом и проектом, быть энергичным и драйвовым, чтобы заряжать идеями других. Это в том числе творческая личность, обладающая видением финала, того, к чему идёт вся команда.
Для продакта важны системность и структурность: среди всего хаоса разработки нужно не упустить главное. Основная задача продакта — выявлять и сохранять смыслы: зачем нужен продукт, что принесёт фича пользователям и бизнесу. Важно задавать вопросы и уметь находить на них ответы.
Когда я запускаю фичи или продукты, я всегда объясняю себе и команде важные смыслы:
— Что мы делаем и как это будет выглядеть?
— Для кого мы это делаем?
— Какого результата мы хотим достичь? Как мы поймём, что его достигли?
— Зачем мы это делаем? На что это повлияет?
Екатерина Смагина, старший продакт-менеджер в Яндекс Картах
Продакт хотя бы верхнеуровнево понимает, как реализовать продукт. Он не обязан глубоко разбираться в технологиях, но ему важно представлять, какие специалисты и в каких объёмах понадобятся для решения задачи, как архитектурно устроен продукт, как связаны фронт и бэк, какие ошибки могут возникать и как их можно предусмотреть в дизайне и процессе. А главное — можно ли это сделать быстрее, дешевле и проще.
В дополнение к технологиям продакт должен владеть основами аналитики и проведения экспериментов. Этот специалист генерирует гипотезы, придумывает решения. Ему важно уметь быстро и верно проверить идеи, чтобы лучшие запустить в продакшен.
Аналитик и продакт должны работать в связке. Они оба генерят гипотезы и работают с результатами. Нельзя, чтобы оценкой и анализом занимался исключительно аналитик: только продакт обладает полным видением продукта. Только он знает, как всё работает и что на каком этапе может пойти не так, а значит, его помощь в интерпретации результатов и проблем критически важна.
Екатерина Смагина, старший продакт-менеджер в Яндекс Картах
Хард-знания для проджекта — методологии планирования и глубокое понимание процессов разработки. Проджект ясно представляет, где бутылочное горлышко, что и когда может пойти не так, как это поправить. Он знает, какой участник разработки за что отвечает и к кому идти, чтобы чинить и исправлять ошибки. Ещё проджект — сверхэмпатичный человек: который знает подход к каждому члену команды и заказчику. Он умеет оставаться честным и непредвзятым.
Проджект должен знать «проектный треугольник» — основы управления ресурсами, сроками и функциональностью. Чтобы эффективно управлять, проджект учится грамотно и лаконично формулировать свои мысли: чем точнее поставлена задача, тем лучше и быстрее будет результат.
Когда я проходила собеседование в Яндексе, узнала, что только в Такси есть тысяча микросервисов. В тот момент в моём проекте их было максимум 27 — и я думала, что это сверхтехнологично и масштабно. Мне пришлось быстро учиться и смотреть на процессы шире, чтобы не теряться в новых объёмах.
Любовь Кадебская, менеджер проектов в Яндексе
Для обеих специальностей критически важны софт-скиллы: умение договариваться, быть гибким, но уверенным в своей позиции, легко ладить с людьми, признавать свои ошибки. Эти качества помогут доносить и отстаивать свою точку зрения, выходить из трудных ситуаций и находить лучшие решения из возможных.
Ещё важнейшее качество для продакта и проджекта — умение слышать и принимать чужую точку зрения. Мы не всегда правы, и это нормально. Если мы отстаиваем идею фичи или перестройки процесса, важно донести до команды свои мысли. Но если с вами не согласны, нужно услышать запросы других, понять, что не так, и отступить.
Также для продакта и проджекта в равной степени важны менеджерские навыки управления командой: фасилитация встреч, умение мотивировать, вдохновлять команду, поддерживать её участников в рабочем состоянии. Не стоит забывать: речь идёт о менеджерах. Они управляют людьми, процессами и продуктом, просто на разном уровне абстракции. Продакт — на уровне смыслов, он определяет, что и как мы делаем. Проджект — на уровне процесса и коммуникации, отвечая, кто и когда сделает.
Как выглядит рабочий день
Основная часть дня проджекта состоит из встреч и подведения их итогов. Утро начинается с планирования своих задач: важно понять, что нужно сделать сегодня и что можно успеть в свободное от звонков время. Далее — время встреч и уточнения актуальных статусов по задачам, это постоянное общение и решение возникающих вопросов. Для проджекта критически важно быть на связи и уметь быстро и чётко реагировать на запросы.
У продакта тоже немало встреч и звонков, но ещё обязательно есть время на самостоятельный ресерч и глубокую работу над продуктом: формулирование гипотез, анализ рынка и метрик. Ежедневно продакт работает с пользователями, читает отзывы, обратную связь или проводит интервью. Анализ дашбордов по метрикам продукта — тоже полезная привычка.
Обычно менеджеру сложно планировать время на собственные задачи: ты можешь заниматься чем-то одним, но приходится постоянно переключать контекст и реагировать на новые вводные и срочные вопросы. Ещё важно внимательно следить, какие проблемы чаще всего возникают, и думать, можно ли улучшить процессы в команде и во взаимодействии.
У меня всегда есть бэклог задач. Для этого я создала телеграм-канал, куда скидываю любые задачи, которые мне приходят. Удобно: могу заглянуть, даже если под рукой нет ноутбука.
Любовь Кадебская, менеджер проектов в Яндексе
Каждое утро я захожу в специальный канал, куда автоматически падают все отзывы пользователей о Яндекс Картах с Google Market и App Store. Дополнительно смотрю чаты с представителями служб поддержки: читаю, какие запросы, проблемы и благодарности прислали пользователи. Часто в этих 2–3 строчках текста можно найти классные идеи или указания на проблемы, на которые стоит обратить внимание.
Мне небезразличен продукт, который я делаю, поэтому я не могу равнодушно смотреть на комментарии пользователей.
Екатерина Смагина, старший продакт-менеджер в Яндекс Картах