Как командное взаимодействие улучшает работу беспилотников Яндекса
В 2019 году Яндекс запустил робота для доставки малых грузов, похожего на луноход, — Яндекс Ровер. Сейчас его активно используют в логистике: он самостоятельно возит грузы по улицам городов. Это продукты, блюда из ресторанов, посылки — что угодно весом до 20 кг и объёмом до 60 л. Доставщик передвигается довольно быстро: 7 км/ч по бездорожью или ровной поверхности.
Расскажите, какие у вас функции и роли в продукте?
Татьяна Стешенко: Я менеджер продукта в сервисе автономных роботов-доставщиков. Слежу, чтобы опыт коммуникаций наших клиентов с роботами был приятным, а взаимодействия — понятными и безболезненными. Помогаю коллегам находить точки роста нашего продукта и сервиса, устранять слабые места, выявлять новые способы применения роботов на пользу обществу.
Сейчас мы эксплуатируем робота-доставщика третьего поколения. Он полностью автономный, не устаёт, не хочет пить, есть, спать и может работать круглосуточно. Самое большое отличие текущего, третьего поколения роботов от второго — в сменной батарее, которую можно поменять без выключения робота благодаря наличию ещё одной маленькой, несъёмной. Можно снять большую, поставить другую батарею, закрыть, и робот поедет дальше.
Ровер оснащён высокотехнологичными девайсами, которые помогают ему самостоятельно ориентироваться в пространстве: камеры и сенсоры-парктроники, расположенные по периметру корпуса робота; лидар, размещаемый в специальной башенке в передней части корпуса. А ещё в него встроены GNSS-антенные радары.
Антон Чистяков: Я отвечаю в Яндексе за эксплуатацию беспилотного флота. У меня большая команда из удалённых операторов, механиков, водителей-испытателей, менеджеров, электронщиков, логистов. Этот штат почти из 500 человек делает так, чтобы наш продукт ездил по дорогам городов.
Алексей Голомедов: Занимаюсь разработкой технологии беспилотного вождения. Я слежу, чтобы были прописаны и хорошо работали алгоритмы, позволяющие роботу «видеть мир», ездить быстро и безопасно, не нарушая правил дорожного движения.
Какие у вас повседневные задачи в вашем продукте?
Татьяна: Сейчас роверы взаимодействуют с тремя партнёрами: Яндекс Еда, Яндекс Лавка и Почта России. Представим, что вы клиенты Яндекс Лавки из района, где доступна доставка роботами, и вы заказываете себе ужин, завтрак или обед.
После оформления заказа у вас появляется информация, какой робот привезёт заказ. Вы отслеживаете его местоположение на карте: инструменты в приложении для робота работают так же, как для пеших курьеров. Вы видите, что робот в точке, которую вы отметили в приложении, и встречаете его.
Но робот не курьер, который передаёт вам в руки посылку. Заказ лежит в сумке внутри закрытого кузова робота, и открыть его может только клиент. В редких случаях это делается с нашей стороны. Вы нажимаете кнопку «Открыть крышку» у себя на экране и забираете заказ.
После этого в приложении Лавки вас просят закрыть крышку робота, но не пишут, как это сделать. В итоге в отзыве вы ставите четыре балла и пишете: «Всё круто, но я не понял, как крышку закрыть». Мы мониторим такие отзывы, понимаем, где есть проблема, и решаем её: разрабатываем новый дизайн экрана, думаем, как лучше донести информацию до пользователей. Сейчас для закрытия крышки есть кнопка Close, которую нужно нажать, и робот поедет дальше.
Антон: Упомянутая Таней крышка — набор пластика и стеклопластика с мотором, платами, проводкой. Одна из типичных задач моей команды — сделать так, чтобы такой механизм работал чётко и безотказно каждый день. Поэтому моя команда проводит техническое обслуживание и осмотры роботов на регулярной основе.
Алексей: Мы с коллегами программируем робота, чтобы он ехал по безопасному и быстрому маршруту. Важно, чтобы по пути он распознавал окружающий мир, не вызывал раздражения и не допускал опасного поведения.
Как вы придумываете имена для роботов?
Антон: Поначалу все машины назывались именами персонажей-роботов сериала «Мир Дикого Запада»: Долорес, Бернард, Лоуренс. Когда герои кончились, нейросеть сгенерировала список разных имён и мы стали называть их из этого списка.
Роботов мы называли именами из мультфильма «Футурама». Когда имена закончились и там, мы использовали имена великих учёных, а сейчас — буквенно-цифровую нумерацию: «А» и дальше три цифры.
Что вас вдохновляет и впечатляет в вашей работе?
Татьяна: Меня радует любая положительная реакция на роботов. Когда они ездят по улицам, их постоянно снимают на телефоны, останавливаются, чтобы рассмотреть. Дети с любопытством подходят, пытаются наладить тактильный контакт, рассматривают.
Бывает, нас отмечают в соцсетях. Например, пару лет назад Сергей Безруков выложил ролик, где он помогает роверу выбраться из сугроба. Нам было приятно.
Антон: Бесконечно нравится, когда можно потрогать то, что ты делаешь. Не что-то абстрактное, как база данных, например, а конкретную машину, которая едет по дороге. Когда я вижу, как беспилотник поворачивает с Аминьевского шоссе на проспект Генерала Дорохова, где такой сложный пешеходный переход, уступает пешеходам, пропускает машины и едет сам, я прихожу в восторг!
С какими сложностями приходится сталкиваться в работе над беспилотниками?
Татьяна: Самый большой вызов — среда, в которой функционируют роботы. Незапланированно, но неизбежно и регулярно мы сталкиваемся с проблемой повреждения ровера людьми. Например, дети катаются вокруг робота на самокатах, случайно врезаются в него, разбив ему камеру или повредив корпус. Тогда робот уезжает на ремонт, от чего страдают наши текущие доставки.
Антон: Таня верно заметила, что мы понимаем, как развивать и улучшать технологию, но есть вещи, которые мы не можем контролировать. В Москве 70–80 солнечных дней, а в остальном — осадки в виде снега, дождя или града. Но мы продолжаем работать и когда лидары заливает грязью, водой, реагенты разъедают резину и железо. Наши технологии умеют справляться с этим: есть система очистки сенсоров, камер и лидара.
Обмениваются ли роботы информацией, как лучше ехать?
Антон: Нет, если робот натыкается на какую-то неровность, например яму на дороге или сугроб, он вызывает оператора. Последний подключается, смотрит, что за препятствие, и добавляет информацию во всех остальных роботов, что на определённом участке есть проблема и стоит это объезжать или снижать скорость.
Какие навыки и опыт Яндекс ищет в разработчиках и инженерах, работающих в беспилотных технологиях?
Антон: Беспилотник состоит из огромного количества систем. Электрика, электроника, компьютер, много конструкторских решений и, конечно, софт, без которого ничего не поедет. Поэтому мы ищем инженеров в широком спектре работ — электриков, электронщиков, лидарщиков, оптиков, конструкторов.
Алексей: В основном нужны разработчики машинного обучения. Ещё программисты, которые сделают нашу операционную систему быстрее, специалисты по способам общения с устройствами, разработчики интерфейсов. Любой специальности программирования можем найти применение.
Татьяна: На моей позиции важно уметь общаться с разными людьми. Когда управляешь таким сложным продуктом, над ним работает большое число специалистов с разными квалификациями и задачами. Нужно уметь коммуницировать так, чтобы было ощущение, что мы делаем общее дело. Вместе движемся, договариваемся, планируем улучшения, решаем задачи. Для менеджера продукта важно умение видеть картину, состоящую из огромного числа деталей.
Антон: Если не будет коллаборации всех команд — от простого водителя-испытателя до руководителя разработки, — ничего не получится. Большое преимущество нашей команды в том, что у нас очень легко построены внутренние связи. Это самая ценная вещь в нашей команде, которой мы очень дорожим.