Как эффективно учиться во взрослом возрасте
Давайте сразу к сути. Так что, в 30 лет учиться сложнее, чем в 20?
Можете нас ненавидеть, но чёткого ответа не дадим. Всё зависит от того, чему вы учитесь и как. А ещё — от вас. Точнее, от ваших способностей и возможностей. Но если немного обобщить, то наука всё-таки может дать некоторые ответы.
Опираясь на данные исследований, учёные формулируют понятие «гибкий когнитивный пик». Грубо говоря, это усреднённые способности учиться новому. Этого когнитивного пика люди достигают примерно в 40 лет — а затем их способности постепенно снижаются.
Вот как это происходит:
-
Пик быстрой обработки большого количества сырых данных приходится на 18–19 лет.
-
Надёжность кратковременной памяти достигает максимума к 25 годам.
-
Долговременная память начинает снижаться после 35.
-
Визуальная память (на лица и изображения) растёт к 30, после — снижается.
-
Максимальный словарный запас — у 60-летних.
Но эти числа — просто справочная информация, своего рода «средняя температура по больнице». Ваши метрики могут быть иными — как повезёт.
Получается, что в 40 лет — всё?
Совсем нет. Речь про усреднённые способности. Ярче всего их снижение заметно при запоминании нового, например иностранных слов. Изучать новый язык для большинства людей после 40 будет сложнее, чем в 20 лет. Это связано с тем, что нейронам труднее создавать устойчивые синаптические связи. RAID-массив нашей памяти становится менее надёжным. Формально человек может «запоминать» больше, но выученные слова чаще теряются из памяти.
Но есть и хорошие новости! После 40 улучшаются эмпатические навыки. Мы лучше понимаем других людей, с большей вероятностью можем предсказывать их чувства и поведение.
Можно представить, что навыки человека — как щупальца осьминога. С годами часть из них укорачивается, а часть, наоборот, удлиняется. В итоге средняя длина щупалец примерно та же.
Ну ладно, и так понятно, что с возрастом учиться сложнее. А что делать-то?
Чтобы не потерять в скорости и качестве обучения, учёные советуют нивелировать слабые стороны, используя сильные. Иными словами, чаще пускать в ход длинные щупальца. Вот что советует исследователь когнитивных навыков Ульрих Бозер.
Переосмысление. Заучивание и повторение будут всё менее эффективны. Вместо этого лучше формулировать важное своими словами. Например, полезно переупаковывать информацию: делать для себя квизы, задавать себе вопросы.
В литературе есть термин «остранение» — доведение чего-то до такого абсурда, что в этом абсурде находится новый смысл. В образовании тоже есть место остранению.
Популярный сервис для изучения иностранных языков Duolingo часто подсовывает пользователям необычные слова или просит их составить странные фразы: например, «беременный жук полетел на Марс». С помощью этого сервис как бы сбивает серьёзные настройки, улучшая качество запоминания.
Менторство. Один из самых эффективных способов учиться новому во взрослом возрасте — учить других людей. Используйте улучшающиеся навыки: с возрастом легче заводить друзей и оказывать влияние на людей. Становитесь ментором. Например, учите разработке членов семьи, родственников, знакомых или коллегу-дизайнера.
В статье о том, как учиться фронтенду, Григорий Бизюкин, лектор Школы разработки интерфейсов Академии Яндекса, советует изучающим поскорее искать себе учеников.
Обратная связь. Взрослые люди, которые учатся новому, сталкиваются с падением мотивации. Поэтому полезно выбирать увлечения и способы их освоить на основе активной обратной связи.
Ну хорошо, а с программированием как?
Учиться программированию в зрелом возрасте можно. В Португалии исследовали сложности, с которыми сталкиваются начинающие взрослые программисты. И выяснили, что для людей старше 35 хорошо подходит обучение по методу «шаг за шагом» — когда человек последовательно решает всё усложняющиеся задачи под присмотром ментора. При таком подходе разработчиками становились взрослые люди, которые давно были безработными.
Более того, участники исследования отмечали, что в программировании важны не объёмные познания в математике, а умение находить нестандартные пути решения задач. А с этим у взрослых людей всё отлично: не зря говорят, что такому «жизнь учит».
Ментор Пабло Эспесо даёт советы тем, кто начинает учиться программированию во взрослом возрасте:
-
Начните с концепции low-code. К примеру, настройте автоматизацию с помощью IFTTT. Мы писали о сервисах автоматизации в Журнале Академии Яндекса.
-
Относитесь к этому не как к будущей работе, а как к хобби. Просто научитесь, а там посмотрите, как это применять. Это помогает снизить порог ожидания и стресс.
-
Не стесняйтесь использовать приложения и пособия для детей. Их можно найти на некоммерческом портале Code.org (важно владеть английским).
-
Поскорее «заземляйте» навыки. К примеру, собирайте устройства на основе модульных компьютеров Arduino. Программируйте датчики умного света, соберите самодельную охранную систему.