В этом параграфе мы поговорим об опросных данных — с ними исследователи сталкиваются чаще всего. Они позволяют получить информацию о любом факте, но требуют точности в формулировках.
Для этого нужно уметь работать с людьми: задавать правильные вопросы и получать ответы. Сейчас расскажем, как это делается.
Опрос как источник данных
Кажется, что самый простой способ получить данные о человеке — спросить его напрямую. Для начала нужно разобраться, что такое опрос.
🔍 Опрос — набор вопросов, который задается человеку, чтобы узнать связанный с ним факт или его мнение.
В социологических опросах мы потенциально можем узнать десятки и даже сотни характеристик респондентов. Например:
- гендер и возраст;
- размер заработной платы;
- убежденность в существовании летающего макаронного монстра по шкале от нуля до десяти.
Опрос легко провести. Например, можно создать онлайн-форму и распространить её в чате или группе, где встречаются ваши респонденты. Опрос позволяет узнать то, что не фиксируется с помощью административных данных. Например, можно спросить человека об отношении к какой-либо проблеме. Наконец, опросы выглядят несложно, поэтому исследователи часто прибегают к ним, если другие способы получения данных кажутся им затруднительными.
Однако тут есть несколько проблем. Человек может не знать ответа на вопрос, который как нам кажется, он должен знать. Например, родители могут забыть возраст своих детей, или мало кто помнит точную площадь дома, в котором живет.
Ещё люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, поэтому и отвечают не вполне честно. Простой пример: практически не бывает людей, которые не нарушают правила дорожного движения хотя бы иногда, но если спросить прямо человека: «Нарушаете ли вы правила дорожного движения?», то обычно люди отвечают, что не нарушают.
Опросные методы часто критикуют за излишнее упрощение. Есть мнение, что даже самым подробным опросником невозможно охватить взгляды и жизненный опыт человека.
Однако эти трудности можно преодолеть, если задавать правильно сформулированные вопросы. Если не требовать от человека невероятно точных знаний и необходимости выглядеть хуже, чем он о себе думает, то ответы обычно оказываются полезными для исследователя.
Обычно, чтобы избежать таких ошибок, опрос проводится в два этапа. Сначала на вопросы отвечает небольшая группа респондентов, с которой исследователи обсуждают точность и уместность формулировок — этот этап называется пилотаж.
После корректировки вопросов опрос проводят полностью.
Типы вопросов
При составлении вопроса необходимо определить тип переменной, который мы хотим получить. Как мы помним одни и те же сведения, могут быть выражены и числом, и интервалом значений. Приведём самые популярные типы вопросов, разберёмся, когда их следует использовать, и в чём слабые стороны каждого из них.
Вопросы с выбором одного или нескольких ответов
Пример вопроса: отметьте домашних животных, которые вы готовы завести у себя дома?
- Кошка;
- Собака;
- Мелкие грызуны (хомячки, мыши, крысы);
- Попугаи и другие домашние птицы;
- Черепахи;
- Другое.
Когда стоит использовать: когда мы можем составить список, из которого респондент выбирает один или несколько вариантов. Это может быть выбор уровня образования, типа занятости, жанров любимых книг и др.
В чём слабые стороны: хотя вопросы такого типа удобны для респондента (он может быстро отметить подходящие варианты), они трудны при составлении. Дело в том, что обычно исследователю нужно учесть либо самые распространённые варианты, либо нужные для исследования — а они не всегда пересекаются. То есть, подготовка вариантов требует предварительного обсуждения с будущими респондентами.
Вопросы со шкалой Ликерта
🔍 Шкала Ликерта — диапазон значений от «полностью согласен» до «полностью не согласен», согласно которому испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каким-то суждением.
Пример вопроса: согласны ли вы с утверждением, что кошки лучше собак?
- Полностью согласен;
- Частично согласен;
- Ни согласен, ни не согласен (нейтральное отношение);
- Частично не согласен;
- Полностью не согласен.
Когда стоит использовать: если есть утверждение, с которыми респондент должен будет согласиться или нет. Например, о том, что просмотр кино дома лучше, чем в кинотеатре. Или о том, покупает ли респондент хлеб каждый раз, когда заходит в магазин.
В чём слабые стороны: прежде чем использовать его, важно выяснить, был ли у респондента релевантный опыт. В противном случае человек может выбрать случайный ответ или пропустить вопрос.
Ещё респондента можно попросить оценить вероятность какого-то события или симпатию к предмету по шкале от одного до десяти. Это немножко другой тип вопросов, но мы объединили их вместе. Такой тип вопросов приближен к школьной системе оценивания, которая привычна и понятна всем взрослым. Однако значения шкал могут иметь разный смысловой вес в зависимости от контекста (например, рейтинг кафе в среднем выше, чем рейтинг медицинских учреждений). В маркетинговых исследованиях принято считать, что значения меньше восьми отражают негативный опыт клиента.
Вопросы с интервальной шкалой
Пример вопроса: как часто вы покупаете игрушки для своих домашних животных?
- Часто;
- Иногда;
- Редко;
- Никогда.
Когда стоит использовать: этот тип вопросов можно встретить, в том числе, в психологии и медицине – например, для оценки симптомов по шкале «никогда/редко/иногда/часто». В социальных исследованиях шкалы используются для определения ценностных установок и регулярности практик. Например, помогают ли респонденты своим родителям в повседневных делах.
В чём слабые стороны: такой тип вопросов критикуется за неопределённость ответов: для респондента не всегда ощутима смысловая разница между «редко» и «иногда». Поэтому варианты часто сопровождаются оценкой сроков: например, пишут «Часто (каждый день)» или «Часто (раз в месяц)» в зависимости от ожидаемой частоты действия. Это нужно, чтобы сузить диапазон интерпретации вариантов.
Важно, что шкалы составляются таким образом, чтобы интервалы между вариантами ответа были равноценными. Плохо, если шкала будет такой:
- Часто (два раза в день);
- Иногда (раз в день);
- Редко (раз в полгода);
- Никогда (раз в год).
Её лучше заменить на шкалу с более равномерными сроками:
- Часто (каждый день);
- Иногда (раз в неделю);
- Редко (раз в месяц);
- Никогда (раз в год).
Вопросы с числовой шкалой
Пример вопроса: сколько времени в день у вас уходит на уход за домашними животными?
- Больше двух часов;
- Один или два часа;
- Меньше часа, но больше получаса;
- Меньше получаса.
Когда стоит использовать: вопросы такого типа удобны, если вам нужно оценить примерную распространённость наблюдаемого явления. От предыдущего типа эти шкалы отличаются изначально числовыми, измеримыми переменными. К примеру, можно попросить респондента оценить время, затрачиваемое им на еженедельные занятия спортом по шкале «0 часов / 1 час / 2-3 часа / 4-5 часов / Более».
В чём слабые стороны: респондентам может быть трудно навскидку оценить такой показатель, как время, при этом укладываясь в заданные рамки.
Открытые вопросы
Пример вопроса: почему вы считаете, что дома должны быть домашние животные?
Такие вопросы нужны для развёрнутых комментариев респондента (пример выше) или в том случае, если возможных вариантов ответа слишком много. Сильная сторона этого типа заключается в том, что мы не подсказываем респондентам варианты ответов.
В чём слабые стороны: респондентам может быть лень на них отвечать. Кроме того, в результате мы получим набор текстовых данных, которые потребуют больше обработки при анализе.
Помнить об ограничениях разных типов вопросов стоит на каждом этапе работы: при составлении опросника, работе с ним, последующей обработке и анализе полученных данных. Для того чтобы свести ограничения опроса к минимуму, необходимо проводить пилотные исследования на небольшой группе людей. Тогда можно выявить слабые стороны (например, некорректные формулировки вопросов, их недостаток или избыток) и внести исправления до начала полноценного исследования.
Формы опросов
Помимо типа вопросов значение имеет и форма проведения опроса. От формы зависит, как много людей вы сможете опросить и насколько сложно это будет сделать. Самые распространённые типы опросов:
Название |
Описание |
Возможный размер выборки |
Сложность в проведении |
Личное интервью |
Личный разговор респондента с интервьюером, обычно по предварительной договоренности |
Маленький |
Высокая |
Уличный опрос |
Личный разговор респондента с интервьюером, обычно в местах скопления людей или по месту жительства |
Средний |
Средняя |
Телефонный опрос |
Телефонный разговор респондента с интервьюером, иногда по договоренности, но чаще без неё |
Средний |
Высокая |
Опрос в интернете |
Респондент онлайн заполняет заранее составленную интервьюером анкету |
Большой |
Низкая |
🔍 Интервьюер — участник исследования, выступающий в роли задающего вопросы. Интервьюер общается с респондентом с целью получения от него информации. При проведении опроса интервьюер фиксирует полученные ответы, в том числе и отказ отвечать, непонимание вопроса и др.
🔍 Респондент — участник исследования, выступающий в роли отвечающего на вопросы. Эти вопросы могут быть как заданы лично интервьюером, так и содержащимися в предоставленной для письменного заполнения анкете (или онлайн).
Телефонный опрос
Телефонный опрос — наиболее распространённый, хотя и резко теряющий популярность метод. В случае его использования обеспечивается высокое качество выборки (её можно составить заранее). Но сегодня люди часто сознательно не отвечают на звонки с незнакомых номеров, используют блокировки спама и не пользуются домашними телефонами, поэтому дозвониться до респондента — задача не менее сложная, чем получить от него ответы на вопросы.
Личное интервью
Личное интервью — наиболее удобный для интервьюера и полный по объёму вариант опроса. Обычно он проводит по предварительной договоренности с респондентом. Во время разговора респондент может уточнять и дополнять свои ответы. Этот метод, впрочем, является самым дорогим и трудозатратным.
Уличный опрос
Уличный опрос предполагает поиск потенциальных информантов в разных точках города. Он очень похож на личное интервью, но без предварительной договоренности в местах, где потенциально можно встретить респондента и задать ему вопросы. Такие опросы подходят, например, для изучения посетителей тех или иных учреждений. Среди недостатков метода – неготовность значительного числа людей отвечать на вопросы без предварительной договорённости с интервьюером, чувство небезопасности, возможная неискренность в ответах.
Интернет-опрос
Интернет-опрос – наиболее дешёвый способ сбора данных. В таком случае анкета распространяется по электронной почте и в социальных сетях. Однако важно понимать, что такой метод подходит не для всех социальных групп и может исказить выборку. А ещё в интернете много отвлекающих рабочих задач или развлечений – поэтому есть риск, что респондент не закончит начатую анкету.
Сравнительные и панельные опросы
Обычный опрос можно дополнить. Два способа кажутся нам особенно интересными, поэтому скажем пару слов про них.
Сравнительные опросы позволяют изучать те или иные феномены на выборке, включающей в себя жителей разных стран, регионов или городов. Чтобы изучать одни и те же вопросы в разных социальных контекстах, каждая страна-участница создаёт национальную версию опросника. Так, например, вопросы, измеряющие доход или уровень образования меняются от страны к стране.
Какие вопросы могут задаваться в ходе таких опросов:
- Как жители разных стран относятся к проблеме пиратского контента?
- Как часто сельские школьники из разных стран пользуются компьютером?
- Какой процент пожилых людей из разных стран продолжает работать после выхода на пенсию?
Специфика панельных или, как их иначе называют, лонгитюдных опросов заключается в том, что в течение нескольких волн исследования изучаются одни и те же люди или группы людей. С определённым интервалом (чаще всего раз в несколько лет) исследователи повторяют опросы, а потом сопоставляют данные разных лет. Лонгитюдные опросы часто охватывают широкий спектр тем, поскольку полученные данные могут оказаться актуальными для самых разных областей знания. Опросники в таких исследованиях занимают несколько десятков страниц.
Что могут показывать лонгитюдные опросы:
- образовательные успехи одних и тех же школьников на разных ступенях обучения;
- финансовое поведение одних и тех же домохозяйств до и после экономического кризиса;
- социальные связи одних и тех же эмигрантов в разные годы после переезда.
Теперь вы знаете, какие опросы выбрать, и какие вопросы стоит задавать респондентам.
В следующем параграфе мы поговорим о методе, который позволяет извлекать больше информации из ответов респондентов (и не только).