9.1. Экспериментальные данные, их правовой и этический статус

В этой главе поговорим про эксперименты: что это такое, зачем они нужны, при каких обстоятельствах их проводят и какие этические вопросы следует иметь в виду.

Сразу оговоримся, что тут мы введём основные концепции, а сам эксперимент проведём в параграфе 9.2.

Что такое эксперимент

Эксперимент — это один из видов исследований (сейчас — очень модный), который отличается методологией.

А отличие вот в чём — раньше в исследовании мы фокусировались на частотности событий: старались сделать много-много наблюдений в одинаковых условиях и посмотреть, по каким переменным они отличаются.

Но это не единственный подход. В эксперименте нас интересует, как будут меняться переменные в разных условиях, а частотность (то есть количество наблюдений) для нас не так важна.

  • При проведении исследования мы можем только предположить, что между двумя признаками наблюдения есть связь.
    Пример: провели опрос людей, которые учились и не учились в университете (признак 1), и выяснили их уровень дохода (признак 2). Как эти признаки влияют друг на друга — мы не знаем. Может, они из богатых семей, и поэтому смогли поступить в университет. Или наоборот, они хорошо учились и смогли найти работу с высоким доходом.

  • Когда мы проводим эксперимент, то можем точно показать, как признаки влияют друг на друга.
    Пример: узнали проходной балл в вуз и отобрали людей, чьи результаты экзаменов были на 0.25% ниже и выше этого балла. Затем, разделили людей на две группы и спустя 10 лет оценили доход тех, кто смог поступить в вуз, и тех, кто не смог. Здесь мы точно видим, какова причинно-следственная связь между признаками.

🔍 Эксперимент в социальных науках — это наблюдение реакций людей во время определённых ситуаций в зависимости от контекста (окружающей среды, знаний, поведения других людей) для определения причинно-следственной связи.

При проведении эксперимента мы разделяем участников на две группы — экспериментальную и контрольную. Здесь мы используем такой же принцип, как и при формулировании нулевой и альтернативной гипотезы. Например, если мы изучаем влияние регулярных пробежек на здоровье людей, то разделение будет таким:

  • экспериментальная, в которой люди будут совершать пробежку длиной в полчаса три раза в неделю на протяжении года;
  • контрольная, в которой люди не будут заниматься спортом.

Соответственно, независимой переменной будет наличие регулярных пробежек, а зависимой — результаты тестирования здоровья (например, измерение артериального давления или индекса массы тела). Дальше мы можем использовать самый простой тест, чтобы сделать выводы — сравнение средних (T-тест).

Главная проблема здесь — нужно учитывать влияние других переменных на изучаемый фактор. Разные факторы могут оказывать влияние на результат эксперимента. Например, на результаты тестирования здоровья может влиять:

  • курят участники эксперимента или нет;
  • уровень их стресса на работе и дома;
  • что они едят и как спят.

Все эти факторы могут вносить погрешность в результаты измерений. Далее мы расскажем, как сделать так, чтобы картина не искажалась. Если коротко — они строятся на том, что контрольную и экспериментальную группу набирают случайным образом: так, чтобы курящие и нервничающие были представлены равномерно в обеих группах, а не только в одной.

Дизайны эксперимента

Самая большая сложность в эксперименте — придумать его. Существует три отправных точки: теория, данные и проблема (политическая или социальная).

  1. Теория. Если исследование, основывается на теории (theory-driven research), то этом случае учёный проводит первоначальную работу с литературой. В ней он находит существующую проблему, малоизученный вопрос или возможность объединить несколько существующих теорий. На основе прочитанного материала он формулирует гипотезу.

Пример: исследователю попалась в руки статья о цифровом неравенстве в США. Он решает проверить, а как обстоят дела с цифровым неравенством в России и ставит эксперимент.

  1. Данные. Иногда у исследователя ещё нет теории, но уже есть набор данных. В этом случае он может провести первичный анализ (например, методами описательной статистики), чтобы выявить заслуживающие внимания связи между переменными. А после — изучить литературу, чтобы разработать дизайн исследования (data-driven research).

Пример: есть датасет World Values Survey, в котором собраны данные о ценностях (250+ переменных) жителей примерно 100 стран. Исследователь может предположить, что между ними есть причинная связь, а затем доказать это или опровергнуть с помощью эксперимента.

  1. Проблема. Здесь учёный начинает с вопроса (problem-oriented research), то есть проблемы, которую может обозначить он сам или тот, кто заинтересован в проведении исследования (НКО, государство и др.). Для поиска решения проблемы необходимо будет попеременно обращаться к литературе и данным, обогащая картину.

Пример: к исследователю пришёл Минздрав с вопросом: «Как налог на газированные напитки с сахаром повлияет на спрос и уровень диабета?» Исследователю нужно как изучить теорию по этому вопросу, так и собрать нужные данные.

На основе одного из трёх подходов мы сможем предложить способ проведения эксперимента. Но вообще, все они подходят для разработки любого исследования. Просто о них было уместнее всего поговорить именно в этом параграфе.

Этика экспериментов

Последнее, о чём мы поговорим в этом параграфе — этика. Это особенно важно, так как обычно исследователь работает с данными, а проведение экспериментов с участием людей — это риск. Кто-то может травмироваться (и психологически, и физически), а вам с этим жить дальше, возможно даже в тюрьме.

Тут есть два главных принципа:

  1. Не стоит заставлять людей думать о том, о чём они не думали раньше. Особенно, если это дети.
    Грубый пример на пальцах — если спросить 4-летнего ребёнка о том, как он относится к подкроватным монстрам, то его первой реакцией будет ужас от мысли, что под кроватью могут жить какие-то монстры. Ни он, ни его родители не скажут вам спасибо.

  2. Нельзя подвергать жизнь и здоровье людей риску.
    Люди могут принять осознанное решение об участии в эксперименте, но проблемы с этикой всё равно могут возникнуть. Например, значительное число медицинских исследований посвящены продолжительности жизни или возникновению серьёзных заболеваний при том или ином образе жизни. Учёные не имеют права подвергать испытуемых риску ради таких исследований, даже если люди согласны принимать в них участие.

Однако эксперименты допустимы, если речь идёт, например, об изучении лекарств (испытуемые в таком случае — уже заболевшие люди). В случае социальных исследований мы тоже не должны намеренно вредить испытуемым, но можем изучать людей, которые уже находятся в трудной ситуации.

В конце упомянем несколько известных примеров неэтичных и жестоких экспериментов, в которых принимали участие люди: серия экспериментов Милгрэма и стэнфордский тюремный эксперимент. Пожалуйста, не повторяйте их дома.

С теорией разобрались. Переходите к следующему параграфу — в ней мы расскажем, как подготовить и провести свой эксперимент.

Отмечайте параграфы как прочитанные чтобы видеть свой прогресс обучения

Вступайте в сообщество хендбука

Здесь можно найти единомышленников, экспертов и просто интересных собеседников. А ещё — получить помощь или поделиться знаниями.
Вступить
Сообщить об ошибке
Предыдущий параграф8.3. Приведение данных к целевому виду
Следующий параграф9.2. Планирование исследования, определение и тестирование гипотез