VR, AR, MR и XR — чем различаются технологии погружения в виртуальный мир
Что такое виртуальная реальность?
VR — технология полного погружения в виртуальный мир за счёт иммерсивных устройств, таких как знакомые всем VR-очки. Очки отслеживают вращение головы, поэтому в какую бы сторону ни посмотрел пользователь, он увидит компьютерную симуляцию вместо реальности.
Чтобы создать эффект полного погружения, разработчики создают также перчатки, наушники, генераторы запахов. Перчатки имитируют прикосновение к объектам в виртуальном мире, наушники — звуки шагов, ветра, города.
VR — только для игр?
Технология VR ассоциируется с игровой индустрией. Многие разработчики создают AAA-игры специально для устройств виртуальной реальности. Один из самых известных примеров — Half-Life: Alyx.
Однако VR — это не только про игры. Технологию активно используют в разных сферах — для обучения, исследований, производства, презентаций. Например, будущие пилоты обучаются на авиатренажёрах, в которых за счёт VR создаётся визуализация реальных мест, ландшафтов и погодных условий. А клиенты туристических агентств благодаря VR могут совершать виртуальные экскурсии по отелям.
Известным VR-проектом Google Street View от Google Maps пользуются миллионы людей по всему миру. Благодаря интерактивной карте пользователь может прогуляться по реальным улицам любого города в любом уголке земного шара.
А какие ещё реальности бывают?
Кроме виртуальной есть дополненная (AR), смешанная (MR) и расширенная (XR) реальности. Разберёмся в них по порядку.
Дополненная реальность
В отличие от VR, технология AR не вытесняет реальность, а дополняет её цифровыми объектами. Камера устройства снимает реальное изображение, например фасад здания, а компьютер моментально накладывает на него виртуальный объект. Так на экране смартфона можно увидеть фасад и виртуальную анимацию на нём.
Один из популярных примеров AR — игра Pokemon Go. Пользователь игры ходит по реальным улицам своего города, находит на них виртуальных покемонов через камеру смартфона и ловит их.
Также дополненную реальность используют в сфере культуры — например, для интерактивных прогулок по городу. Скажем, приложение «Узнай Москву» предлагает сходить на AR-экскурсию по Никольской улице. Во время прогулки пользователи встретятся с цифровыми двойниками известных людей, которые расскажут об исторических зданиях.
Как и VR, дополненную реальность используют не только для развлечений. С помощью технологии AR можно визуализировать что угодно. Так архитекторы понимают, впишется ли новое здание в дизайн-код улицы, а дизайнеры — подойдёт ли мебель к интерьеру.
Ещё AR применяют для навигации. Например, виртуальные указатели в виде напольной графики прокладывают маршрут до нужного магазина в торговом центре или помогают не потеряться в аэропорту.
Некоторые компании внедряют дополненную реальность в работу. В РЖД запустили проект «Виртуальный наставник», который помогает электромеханикам: сотрудник может запустить специальное приложение, поднести камеру к физической инструкции РЖД и увидеть 3D-модели различных деталей и механизмов, а также алгоритм взаимодействий с ними. Например, как произвести чистку контактных ножей и пружин.
Смешанная реальность
Технология MR напоминает AR. Она тоже стремится объединить настоящую и виртуальную реальности, но с помощью MR пользователь может взаимодействовать с вымышленными объектами через специальную гарнитуру. Например, те же VR-очки.
Пример смешанной реальности — голограммы. Они применяются в обучении, коммуникациях, на производстве и в сфере развлечений. Например, ученик может увидеть 3D-модель анатомического строения тела человека или парящий в воздухе земной шар с континентами и странами.
Microsoft использует MR в очках HoloLens. С их помощью пользователи могут созваниваться и видеть объёмные аватары своих собеседников, показывать друг другу виртуальные графики и 3D-модели, ходить вокруг виртуального стола и вместе играть в игры.
Некоторые музеи используют технологию MR для проведения экскурсий. Например, посетители Египетского музея в Каире могут прогуляться по выставке вместе с голограммой фараона Тутанхамона.
Расширенная реальность
XR — общий термин для всех перечисленных реальностей. Если в каком-то проекте задействованы технологии VR и AR, можно назвать это XR.
Совокупность XR-технологий используют метавселенные — онлайн-пространства, в которых сплетены физическая, дополненная и виртуальная реальности. Друзья из разных точек планеты могут встретиться в метавселенной на вечеринке, а коллеги — провести совещание.
Чтобы попасть в метавселенную, не требуются специальные устройства. Вы словно попадаете в онлайн-игру, где вместо персонажей — аватары реальных людей. Но для эффекта полного погружения можно использовать VR- или AR-оборудование.
Популярные метавселенные:
-
Decentraland — виртуальное комьюнити, где можно ходить на выставки, музыкальные фестивали, участвовать в вечеринках, играть и заводить друзей.
-
Rec Room — пространство, где можно создавать свои игровые комнаты и приглашать туда друзей, а также исследовать миллионы комнат других игроков.
-
MootUp — платформа для проведения деловых и образовательных мероприятий в виртуальном мире.
Ещё раз: краткий ликбез
Виртуальная реальность (VR) — технология полного погружения в виртуальный мир за счёт устройств: VR-очков, наушников, перчаток. Например, в тренажёрах для обучения пилотов с помощью VR создаётся визуализация реальных мест, ландшафтов и погодных условий.
Дополненная реальность (AR) — технология наложения цифровых объектов на предметы реального мира. Например, когда пользователь наводит камеру смартфона на реальный фасад здания и видит на нём анимацию с его историей.
Смешанная реальность (MR) — технология, благодаря которой пользователь может взаимодействовать с виртуальными объектами в реальности. Например, когда через специальные очки ученик видит перед собой 3D-модель парящего земного шара и может крутить его, нажимать на континенты и страны.
Расширенная реальность (XR) — общий термин для всех виртуальных технологий. XR лежит в основе метавселенных — онлайн-пространств, в которых сплетены физическая, дополненная и виртуальная реальности.