Доступность в диджитал-среде: почему это важно
Объясни, пожалуйста, что такое инклюзия?
Инклюзивность — это возможность для людей с разными особенностями в равной степени участвовать в жизни общества и пользоваться благами, в том числе диджитал-продуктами. Я понимаю этот термин как необходимость учитывать максимальное количество пользовательских сценариев. Например, если пол в здании на одном уровне с землёй, нет порогов и лестниц, то учтены все возможные сценарии. Таким входом сможет воспользоваться человек на коляске, мама с маленьким ребёнком, девушка с тяжёлыми чемоданами.
Как ты сама пришла в тему инклюзии?
Я по образованию инженер-электроэнергетик, шесть лет занималась проектированием противоаварийных систем и даже написала кандидатскую про это. Но результатом моей работы в то время было отсутствие событий. Никаких аварий и чрезвычайных ситуаций — значит, я всё сделала верно.
Я хотела видеть, что своими действиями влияю на мир. И тема инклюзии дала мне это чувство: в ней очень чётко видно, каким людям и как ты помогаешь. Например, благодаря твоей работе незрячий человек смог заказать себе еду домой, а неслышащий водитель смог комфортно обслужить пассажира и заработать.
После работы в качестве инженера я пошла учиться в Стрелку, где меня учили думать и проводить исследования через призму разных людей. Как будет пользоваться продуктом маленький ребёнок, а как — мужчина средних лет без правой ноги? Этот подход меня очень привлёк — я ушла в UX-исследования в диджитал и взяла его с собой.
Я занимаюсь инклюзией, потому что задачи здесь всегда необычные: они про людей, а решения часто не связаны с последними инновациями человечества и восхищают своей гениальностью.
Например, меня дико вдохновляет решение, которое придумала Милеха Сонеджи. Обязательно посмотрите её выступление на TED Talks, где она рассказывает об этом.
У её дяди Паркинсон. Он может ходить по ровной поверхности только с ходунками. Наблюдая за ним на лестнице, она открыла, что благодаря эффекту непрерывного движения он может ходить по ней без ходунков. Поэтому она нарисовала ступеньки на всём полу его квартиры, создала иллюзию лестницы на плоской поверхности и... чудо! Теперь её дядя может передвигаться по дому без ходунков. Просто картинка на полу подарила человеку способность ходить.Из телеграм-канала Валерии «Не исключение»
Чтобы сделать доступную среду, не всегда нужны сложные и дорогие решения. Иногда достаточно креативных. Важно включить исследовательский подход и заметить, что нужно людям.
Как считаешь, что самое трудное в теме доступности?
Когда я только начинала погружаться в эту тему, думала, что самый большой барьер — это физическая среда: недостаток пандусов, высокие поребрики, лестницы. Но оказалось, главная проблема — что люди с инвалидностью и без неё встречаются друг с другом. Они не знают, как общаться, как помогать, как вести себя в присутствии друг друга.
Люди без инвалидности часто не догадываются, что незрячие люди так же, как и они, пользуются компьютерами и телефонами, а неслышащие — водят машину. Бывает, не знают, какую терминологию можно использовать: инвалид, человек с инвалидностью, с ограниченными возможностями, с ограничениями по здоровью? На самом деле нормально ошибиться, не знать, поправить другого человека. А если не знаете, как обратиться, — лучше уважительно спросить прямо.
Или ситуация на тестировании: пришёл незрячий человек, а исследователи не знают, как к нему подойти. Позвать его, тронуть за плечо, крикнуть в ухо — как обратить на себя внимание? Возникает много ненужного стеснения. Эта проблема появляется потому, что миры людей с инвалидностью и без редко пересекаются.
Людям с инвалидностью я тоже часто объясняю, что сервисы им недоступны не потому, что дизайнеры и разработчики плохие, а потому, что они не знают об их потребности. Я им предлагаю: «Напишите письмо в поддержку. Расскажите, как пользуетесь, что вам удобно, а что — нет. Заявите о своей проблеме, попросите добавить функции. Не молчите, говорите о себе». Часто создателям сервисов и продуктов не хватает широты мировоззрения и данных, чтобы заметить такие потребности.
Несколько месяцев назад наши коллеги из yet another podcast сделали выпуск с Валерией и другими гостями. Поговорили о цифровой доступности, обсудили, какие сервисы Яндекса адаптированы для незрячих пользователей и что самое сложное в проектировании доступных интерфейсов.
Приглашаем посмотреть!
Почему доступный интерфейс нужен всем?
Создавать удобные приложения и гаджеты, которыми может воспользоваться каждый вне зависимости от физического или эмоционального состояния, — это не жест доброй воли, а забота о себе и своём будущем.
Каждый может банально ушибить ногу — и будет не в состоянии подняться по лестнице. С возрастом начнёт ухудшаться зрение — и может оказаться, что мелкий шрифт в любимом приложении невозможно прочитать. А руки молодых родителей почти всегда заняты ребёнком, они не могут печатать на телефоне обеими руками. Это называют ситуативной инвалидностью, и она случается с каждым.
Важно понимать, что помощь может потребоваться тебе. Здорово осознавать, что большие компании или твои любимые сервисы уже предусмотрели такой вариант и позаботились о том, чтобы никто не остался без возможности заказать такси или доставку суши.
Как в Яндексе построена работа над доступностью?
У нас есть три направления доступности:
-
Интерфейсы. Здесь мы работаем с командами продуктов, помогаем оценить и протестировать их интерфейсы. Это называется «аудит доступности». Результат этого аудита переходит в бэклог, и команда начинает работу над адаптацией сервиса. Важно помнить, что настроить один раз недостаточно, приходится строить процесс постоянного поддержания доступности. Например, когда в продукте выходит новая фича, её также нужно адаптировать для людей с инвалидностью.
-
Сервисы. Для многих продуктов мы придумываем новые пользовательские сценарии, потому что существующие не подойдут для людей с инвалидностью. Например, в сервисе Такси пассажиры обычно сами ищут машину по её марке, госномеру и геопозиции. С незрячими людьми так не сработает — водителю нужно встретить их и проводить. А для этого он должен заранее знать, какой пассажир поедет с ним. Поэтому мы добавили в приложение экран «Специальные возможности», где при заказе можно указать, что потребуется помощь.
-
Технологии. Мы не только работаем над существующими сервисами, но и придумываем новые продукты специально для людей с инвалидностью. Например, Умная камера в приложении Яндекс, которая проговаривает всё, что видит. Теперь она помогает незрячим людям читать документы, этикетки в магазине, различать товары, переводить тексты на иностранном языке.
Что ещё включает в себя работа над доступностью?
Работа над инклюзивностью — это не единоразовая акция, а системный подход. У нас есть команда экспертов по доступности, которые знают стандарты, спецификации, но главное — сами незрячие или близко взаимодействуют с ними. Они берут самые частые пользовательские сценарии — задачи, за решением которых пользователи приходят в сервис, — и проходят их. Также они участвуют в проектировании: помогают верно назвать кнопки и другие опознавательные знаки. Пользовательский опыт зрячих и незрячих сильно различается, поэтому здесь невозможно ориентироваться на своё мнение.
Например, сейчас в Яндексе десять сервисов и приложений полностью адаптированы для людей с инвалидностью: Такси, Поиск, Яндекс Лавка, Браузер, клиенты Диска для компьютеров и смартфонов, веб-версия Карт, Умная камера, а также приложения Почта, Переводчик и Яндекс с Алисой. Они полностью доступны — это означает, что незрячие люди могут взаимодействовать с ними без посторонней помощи.
Важно работать над информативностью. Разным людям нужны разные сведения об одном и том же месте, поэтому в Картах теперь можно посмотреть признаки доступности организации: есть ли там пандус, можно ли туда заехать с коляской. Рассказали об этом в отдельном материале в блоге Яндекса.
Некоторые пользовательские сценарии приходится пересматривать. Скажем, для приложения Такси мы создали экран «Специальные возможности». Благодаря ему пассажиры могут указать, что им нужна помощь с посадкой, их нужно встретить. Или что человек общается только текстом — нет смысла говорить с ним голосом.
Пока мы занимаемся тем, что адаптируем сервисы внутри Яндекса. Но это также меняет среду вокруг нас. Например, благодаря тому, что в наших приложениях продуманы сценарии для неслышащих водителей и курьеров, нарушения со слухом не мешают им устраиваться на работу к нашим партнёрам.
Как я могу оценить доступность своего продукта?
Идеальный вариант — провести тест и попросить человека с инвалидностью использовать ваш продукт при вас. Ещё лучше — в разных ситуациях пройти разные пользовательские сценарии: сделать заказ, выбрать товар или оформить доставку.
Если нет возможности организовать тест, можно минимально оценить продукт самостоятельно. Включите программу экранного доступа JAWS и скринридер и пройдитесь по интерфейсу вашего продукта или сервиса. Это покажет, хотя бы минимально, насколько он доступен незрячему человеку.
Если есть десктопная версия, попробуйте поуправлять вашим сайтом с клавиатуры. Сколько функций вам остаётся доступно? Это поможет лучше понять нужды тех, кто не может пользоваться мышкой.
Уже эти два теста дадут довольно много информации.
Как мне прокачаться в теме инклюзивности?
-
Изучить международные стандарты доступности веб-сервисов WCAG, где определены основные принципы, описаны технологии для решения многих задач доступности. Они будут особенно полезны дизайнерам, продакт-менеджерам, разработчикам, тестировщикам.
-
Прочитать книгу Миши Рубанова «Про доступность iOS». В ней Миша рассказывает, как люди с разной инвалидностью пользуются гаджетами, приложениями, подробно разбирает каждый элемент и взаимодействие с ним.
-
Изучить опыт внедрения принципов инклюзии в продукты компаний-гигантов. Например, почитать книгу Mismatch Кэт Холмс из Microsoft, узнать о технических предпочтениях незрячих пользователей из исследования Яндекса 2020 года. Точно получится расширить своё мировоззрение!
-
Развивать любопытство и внимательность. Доступность — это не rocket science. Важно общаться с людьми с инвалидностью, подмечать проблемы, обсуждать пути их решения и экспериментировать.