Как умные колонки становятся ассистентами, без которых сложно жить

Ещё несколько лет назад умные колонки и голосовые помощники были диковинкой, а сегодня никого не удивишь ни Яндекс Станцией, ни Алисой. А Станция с Алисой — это уже настоящий член семьи для сотен тысяч человек: можно поручить ей развлечь ребёнка, пока родители заняты, или попросить погасить свет, если лень вставать. Но это только вершина айсберга возможностей таких технологий

Как было раньше

Первые программные агенты появились ещё в 80-е годы прошлого века. Это были программы, которые помогали при освоении и использовании технического продукта. Многие помнят общительную Скрепку, которая давала рекомендации по использованию «Ворда».

Однако по-настоящему помощники стали популярными, когда у них появился голос, а у создателей колонок — современные технологии распознавания речи и генерации голоса. Сегодня все известные помощники — это устройства с женскими именами и голосами: Сири, Алекса, Маруся, Алиса. Объясняя это, часто цитируют профессора Стэнфордского университета, специалиста по коммуникациям между человеком и компьютером Клиффорда Насса. Он утверждал, что найти женский голос, который будет всем нравиться, гораздо легче, чем мужской, и что симпатия к женскому голосу в природе человека — с рождения.

В Эмиратах голосовые помощники государственных департаментов и социальных служб часто имеют мужские голоса и имена: Раммас, Саад, Рашид. Голосового ассистента банка Тинькофф зовут Олег, с клиентами МТС работает Марвин.

Долгое время казалось, что умные колонки с голосовыми помощниками годятся разве что для озвучивания прогноза погоды или быстрого заказа стирального порошка и кошачьего корма. А многие боялись устанавливать их дома: страшно, что устройство слышит тебя всегда.

В США диктор по телевидению рассказывал о курьёзном случае: маленькая девочка смогла «выпросить» кукольный домик для игрушечных пони, произнеся заветную фразу: «Алекса, закажи кукольный домик».
Когда диктор произнёс «Алекса, закажи кукольный домик», сотни колонок услышали это из громко работающих телевизоров — и заказали кукольные домики ничего не подозревающим хозяевам.

К счастью, современные умные колонки с голосовыми помощниками защищены от такого «хакинга».

Какие колонки есть у Яндекса

Собственная умная колонка с голосовым помощником появилась у Яндекса в 2018 году, с тех пор вышло уже несколько поколений.

Колонка только на первый взгляд кажется простым устройством. Яндекс потратил много сил, чтобы сделать её с нуля — и сразу классной. Например, немецкий Институт интегральных схем общества Фраунгофера — тот самый, где создали стандарт mp3, — разработал для Яндекса технологию улучшения качества звука. Яндекс Станция с Алисой на борту стала первым устройством с полноценной поддержкой русского языка: она и говорила, и отлично понимала по-русски.

Сегодня у Яндекса несколько линеек умных колонок с Алисой:

  • Мини и Лайт — для небольших помещений.

  • Миди — хорошо звучит и отлично слышит. Алиса в Миди может узнавать членов семьи по голосу и включать нужные конкретному пользователю режимы или плейлисты.

  • Станция 2 — самая большая и мощная колонка, которая «качает».

В Миди, Станцию 2 и Макс внедрили поддержку управления умным домом с модулями Zigbee. Это технология беспроводной связи на частоте 2,4 ГГц, которая позволяет устройствам умного дома общаться друг с другом и выполнять сценарии без подключения к глобальной сети.

Теперь колонки могут не просто сказать, что на улице холодно, а сами сделать дома потеплее.

Для управления умным домом можно подключить много девайсов: увлажнители воздуха и кондиционеры, датчики влаги, тёплый пол, стиральную машину, осветительные приборы — и установить нужные сценарии работы, которые будет запускать Алиса. Тут как с любой развитой технологией: колонка умеет многое, а пользователь адаптирует её под себя.

Когда покупают одно устройство с Алисой, за ним следуют и другие наши цифровые сервисы. Первым сервисом, который оказался в домах пользователей, была Алиса, а вместе с ней пришла Яндекс Музыка. Следующим стал Умный дом. Через некоторое время последовал Кинопоиск. Два года назад Алису научили заказывать такси. Теперь она умеет делать заказы в Яндекс Лавке. Постепенно у людей должен появиться доступ ко всем сервисам Яндекса без необходимости использовать для этого телефон.
Сергей Мельник, руководитель проекта «Алиса»

Кроме сторонних устройств Алису учат работать с различными сервисами Яндекса. С каждой новой моделью линейки умных колонок растёт спектр их взаимодействия с внешним миром.

Голос — это интерфейс

В известном фильме «Она» об отношениях человека и ИИ показан мир ближайшего будущего, в котором у каждого человека есть голосовой помощник, а голосовой интерфейс стал самым понятным, простым и удобным. Похоже, мы постепенно приближаемся к этому будущему.

С Яндекс Станцией человек может прийти домой и отложить телефон до утра. Алиса расскажет новости, посоветует фильм или подкаст, придумает сказку для детей (каждый день новую). В отличие от веб-интерфейсов и мобильных приложений, у умной колонки с голосовым помощником есть эмоциональная составляющая. Помощник воспринимается людьми как более натуральный объект, чем, к примеру, роботы. Для этого он постоянно обучается, всё лучше и лучше понимая запросы пользователей и адаптируясь к ним. Например, определяет границы уместности шуток — для каждого человека они свои.

Так голосовой помощник становится устройством, которое сможет создавать для пользователя атмосферу, пока тот чем-то занят. А в будущем Алиса станет, например, азартным партнёром по видеоиграм или персональным фитнес-тренером.

Уже сейчас у Яндекса есть разработки, помогающие тренерам и скаутам оценивать физическое состояние и игровые параметры футболистов. Разработчики умных ассистентов постоянно следят за развитием технологий и стремятся оперативно реагировать на запросы пользователей.

Artboard

Краткий пересказ от Yandex GPT