Как умные колонки становятся ассистентами, без которых сложно жить
Как было раньше
Первые программные агенты появились ещё в 80-е годы прошлого века. Это были программы, которые помогали при освоении и использовании технического продукта. Многие помнят общительную Скрепку, которая давала рекомендации по использованию «Ворда».
Однако по-настоящему помощники стали популярными, когда у них появился голос, а у создателей колонок — современные технологии распознавания речи и генерации голоса. Сегодня все известные помощники — это устройства с женскими именами и голосами: Сири, Алекса, Маруся, Алиса. Объясняя это, часто цитируют профессора Стэнфордского университета, специалиста по коммуникациям между человеком и компьютером Клиффорда Насса. Он утверждал, что найти женский голос, который будет всем нравиться, гораздо легче, чем мужской, и что симпатия к женскому голосу в природе человека — с рождения.
В Эмиратах голосовые помощники государственных департаментов и социальных служб часто имеют мужские голоса и имена: Раммас, Саад, Рашид. Голосового ассистента банка Тинькофф зовут Олег, с клиентами МТС работает Марвин.
Долгое время казалось, что умные колонки с голосовыми помощниками годятся разве что для озвучивания прогноза погоды или быстрого заказа стирального порошка и кошачьего корма. А многие боялись устанавливать их дома: страшно, что устройство слышит тебя всегда.
В США диктор по телевидению рассказывал о курьёзном случае: маленькая девочка смогла «выпросить» кукольный домик для игрушечных пони, произнеся заветную фразу: «Алекса, закажи кукольный домик».
Когда диктор произнёс «Алекса, закажи кукольный домик», сотни колонок услышали это из громко работающих телевизоров — и заказали кукольные домики ничего не подозревающим хозяевам.
К счастью, современные умные колонки с голосовыми помощниками защищены от такого «хакинга».
Какие колонки есть у Яндекса
Собственная умная колонка с голосовым помощником появилась у Яндекса в 2018 году, с тех пор вышло уже несколько поколений.
Колонка только на первый взгляд кажется простым устройством. Яндекс потратил много сил, чтобы сделать её с нуля — и сразу классной. Например, немецкий Институт интегральных схем общества Фраунгофера — тот самый, где создали стандарт mp3, — разработал для Яндекса технологию улучшения качества звука. Яндекс Станция с Алисой на борту стала первым устройством с полноценной поддержкой русского языка: она и говорила, и отлично понимала по-русски.
Сегодня у Яндекса несколько линеек умных колонок с Алисой:
-
Миди — хорошо звучит и отлично слышит. Алиса в Миди может узнавать членов семьи по голосу и включать нужные конкретному пользователю режимы или плейлисты.
-
Станция 2 — самая большая и мощная колонка, которая «качает».
В Миди, Станцию 2 и Макс внедрили поддержку управления умным домом с модулями Zigbee. Это технология беспроводной связи на частоте 2,4 ГГц, которая позволяет устройствам умного дома общаться друг с другом и выполнять сценарии без подключения к глобальной сети.
Теперь колонки могут не просто сказать, что на улице холодно, а сами сделать дома потеплее.
Для управления умным домом можно подключить много девайсов: увлажнители воздуха и кондиционеры, датчики влаги, тёплый пол, стиральную машину, осветительные приборы — и установить нужные сценарии работы, которые будет запускать Алиса. Тут как с любой развитой технологией: колонка умеет многое, а пользователь адаптирует её под себя.
Когда покупают одно устройство с Алисой, за ним следуют и другие наши цифровые сервисы. Первым сервисом, который оказался в домах пользователей, была Алиса, а вместе с ней пришла Яндекс Музыка. Следующим стал Умный дом. Через некоторое время последовал Кинопоиск. Два года назад Алису научили заказывать такси. Теперь она умеет делать заказы в Яндекс Лавке. Постепенно у людей должен появиться доступ ко всем сервисам Яндекса без необходимости использовать для этого телефон.
Сергей Мельник, руководитель проекта «Алиса»
Кроме сторонних устройств Алису учат работать с различными сервисами Яндекса. С каждой новой моделью линейки умных колонок растёт спектр их взаимодействия с внешним миром.
Голос — это интерфейс
В известном фильме «Она» об отношениях человека и ИИ показан мир ближайшего будущего, в котором у каждого человека есть голосовой помощник, а голосовой интерфейс стал самым понятным, простым и удобным. Похоже, мы постепенно приближаемся к этому будущему.
С Яндекс Станцией человек может прийти домой и отложить телефон до утра. Алиса расскажет новости, посоветует фильм или подкаст, придумает сказку для детей (каждый день новую). В отличие от веб-интерфейсов и мобильных приложений, у умной колонки с голосовым помощником есть эмоциональная составляющая. Помощник воспринимается людьми как более натуральный объект, чем, к примеру, роботы. Для этого он постоянно обучается, всё лучше и лучше понимая запросы пользователей и адаптируясь к ним. Например, определяет границы уместности шуток — для каждого человека они свои.
Так голосовой помощник становится устройством, которое сможет создавать для пользователя атмосферу, пока тот чем-то занят. А в будущем Алиса станет, например, азартным партнёром по видеоиграм или персональным фитнес-тренером.
Уже сейчас у Яндекса есть разработки, помогающие тренерам и скаутам оценивать физическое состояние и игровые параметры футболистов. Разработчики умных ассистентов постоянно следят за развитием технологий и стремятся оперативно реагировать на запросы пользователей.