Из разработчиков — в продакт-менеджеры
Кем ты хотел стать в детстве?
В школе я любил компьютерные игры, умел переустанавливать программы и разбирался в железе. В основном учился у друга, но папа тоже помогал. Одно лето я подрабатывал администратором в компьютерном клубе. Мне нравилась эта сфера, я мечтал работать программистом в крупной IT-компании.
Какие предметы тебе нравились в вузе?
В 2011 году я поступил в МФТИ, на факультет инноваций и технологий. Первые два года мы учились по стандартной программе университета: много теории и изучения высшей математики. С третьего курса студентов распределяли по кафедрам, которые привязаны к разным компаниям. У Яндекса есть кафедра анализа данных. Благодаря высокому среднему баллу в зачётке я смог туда попасть.
Тогда случился резкий переход из академической программы вуза в современный мир. Все занятия вели преподаватели из Яндекса, они практиковали в своей работе всё, что нам рассказывали. В учебной программе появилось больше прикладных задач, что мне очень нравилось. Ещё меня заинтересовало машинное обучение, которому на кафедре анализа данных уделяли много внимания.
На четвёртом курсе у нас появились предметы на выбор — и я записался на продакт-менеджмент. Мы определяли проблемы аудитории, проводили интервью с пользователями и запускали продукт с нуля. Итоговой работой стало приложение для слабослышащих людей, которое мы придумали в группе из пяти человек. Оно закрывало боли пользователей и основывалось на технологиях Яндекса.
В соцсетях и через знакомых мы искали людей, которые плохо слышат, общались с ними и выявляли их потребности. А потом за ночь разработали простой дизайн приложения и написали для него код. Мне так понравился этот предмет, что я решил стать продакт-менеджером.
А как же мечта работать программистом?
Между третьим и четвёртым курсом я хотел попасть на стажировку в Яндекс, но не прошёл отбор и устроился java-разработчиком в другую компанию. Тогда я понял, что мне не нравится заниматься программированием. Сначала думал, со мной что-то не так: я ведь с детства этого хотел и шёл к своей цели. Но когда начал заниматься разработкой, убедился, что профессия мне не подходит.
Работа над своим приложением помогла понять, в каком направлении я хочу развиваться. Весной 2015 года я готовился поступать в Летнюю школу менеджеров Яндекса. Но в тот год набор не открыли. Зато преподаватель по продакт-менеджменту показала наш проект команде Яндекс Лаборатории, которая запускала экспериментальные продукты. Всем понравилось приложение, мне предложили его доработать и опубликовать от имени компании.
Я обрадовался шансу перейти из разработки в управление продуктом. Прошёл собеседование и начал стажироваться как продакт-менеджер. За лето провёл дополнительное исследование аудитории, улучшил приложение и закодил его с помощью команды программистов.
31 августа 2015 года появился Яндекс Разговор, в его основе лежит технология Yandex SpeechKit, которая использовалась в Алисе. Слабослышащий человек нажимает кнопку, его собеседник говорит, а приложение преобразовывает голос в текст и отображает его на экране телефона в интерфейсе мессенджера. Так они могут общаться с помощью сообщений.
Как развивалась твоя карьера в Яндексе?
Мы развивали Яндекс Разговор ещё пару месяцев после запуска. А потом я решил двигаться дальше. В команде Лаборатории не оказалось мест в штате. Я посмотрел вакансии в компании и прошёл собеседование в мобильный браузер на позицию проджект-менеджера. Подумал, что опыт ведения проектов поможет мне в будущем управлять продуктом. Через два года переквалифицировался в продакт-менеджера.
Потом перешёл в команду главной страницы, где отвечал за интеграцию Яндекс Дзена. Моей задачей было поместить его на основные страницы в веб-версии и мобильном браузере и развивать платформу. Два года я занимался этим направлением как продакт-менеджер. Позже мне поручили научить пользователей Дзена подписываться на блогеров и авторов каналов. Вместе с разработчиками мы продолжали развивать платформу.
Весной 2022 года я вернулся в мобильный браузер в роли руководителя. Со мной в команде работают три продакт-менеджера. Дополнительно я занимаюсь десктопными проектами.
Получается, ты не работаешь по специальности. Что тогда дал тебе МФТИ?
Да, в Яндексе я уже не занимался разработкой. Но фундаментальные знания, которые я получил в вузе, помогают мне в профессии. Я нахожусь на одной волне с командой разработки, понимаю, о чём они говорят. Мы можем вместе обсуждать сроки выполнения задач и придумывать разные подходы к решению. Когда программисты знают, что я разбираюсь в их области, выстраивать коммуникацию становится проще.
Наш преподаватель по математическому анализу говорил: «Возможно, вам не придётся решать интегралы в жизни, но лучшей разминки для ума человечество ещё не придумало». Высшая математика и программирование тренируют мозг, благодаря этому я могу быстрее анализировать информацию и принимать решения.
Из университета я вышел с уверенностью, что способен разобраться в чём угодно. Главное — желание. Это помогает в работе на разных позициях. Например, год назад я стал руководителем, мне нужно ставить цели своей команде, мотивировать сотрудников. У меня раньше не было такого опыта. Я пообщался со старшими коллегами, почитал книги, попробовал, скорректировал свои действия. Вот так и разобрался.
Ещё я благодарен вузу за близких друзей. Мы поддерживали друг друга во время учёбы, помогали разбираться в сложных темах. Сейчас тоже продолжаем общаться, с некоторыми ребятами я пересекаюсь в Яндексе.
Как тебе быть руководителем?
Я не планировал быть руководителем, так вышло. Привык всё делать своими руками, мне это нравится. На новой позиции нужно делегировать задачи, разговаривать с сотрудниками, направлять их, делиться обратной связью. Половина рабочего дня уходит на встречи с разными людьми. Умение общаться и договариваться — ключевые навыки менеджера.
Сейчас я редко веду проекты и взаимодействую с разработкой напрямую, этим занимается моя команда. Я отвечаю за стратегию, решаю, куда мы двигаемся. Определяю, какие метрики нужно вырастить и за счёт каких проектов. Ещё распределяю задачи между сотрудниками и подсказываю им, если что-то не получается. Только иногда беру небольшие проекты, чтобы поработать руками и пообщаться с разработкой. В такие моменты я отдыхаю.
Если в работе возникает проблема, я сажусь и разбираюсь в ней. Когда появилась команда, я читал гайды для руководителей, посещал тренинг по собеседованиям и постепенно учился управлять людьми. В целом много работать — это лучший генератор опыта. Делать больше проектов, учиться на ошибках, чаще взаимодействовать с коллегами. Тогда в любом новом деле вы добьётесь успеха.
У тебя уже большой опыт в продакт-менеджменте. Какие ошибки замечаешь у новичков, когда они запускают новый продукт?
Одна из частых ошибок — начать прорабатывать проект без предварительного анализа и понимания, зачем его делать. Бывает, руководитель сказал или продакт-менеджер придумал, что хорошо бы добавить в продукт дополнительную функциональность. Загорелся идеей, нарисовал макет с дизайнерами, закодил фичу с разработчиками и опубликовал новую версию для пользователей. А доработку никто не использует, выгоды компании она не приносит.
Команда анализирует результаты, общается с аудиторией и обнаруживает, что изначально ошиблась с целью. Потребность у пользователей оказалась другой. Так в угоду скорости появился продукт, который никому не нужен. Если бы продакт-менеджер показал прототип приложения аудитории или хотя бы коллегам, собрал обратную связь, он мог бы сразу скорректировать идею и сэкономить ресурсы компании. Поэтому не стоит пренебрегать первыми этапами в работе над проектом: сформировать цели, провести качественное или количественное исследование.
Другая ошибка — добавлять лишние фичи на старте. Например, продакт-менеджер обсуждает проект с разработчиками и закладывает на него месяц. А потом решает добавить дополнительную функциональность, из-за чего срок выполнения работы увеличивается в два раза. В итоге обновляет приложение и видит, что гипотеза не подтвердилась — продукт не приносит прибыли. Значит, команда потратила время впустую.
Важно вовремя себя останавливать, реализовывать минимально жизнеспособный продукт и проверять его. Если пользователям понравится базовый набор функций в приложении, можно постепенно добавлять новые возможности.
На старте карьеры ты создал Яндекс Разговор. Как считаешь, зачем компании нужны социально значимые продукты?
Не у всех компаний есть ресурсы, чтобы создавать социально значимые продукты. Это преимущество крупного бизнеса. Например, маленький стартап, которому едва хватает денег на зарплату сотрудникам, думает только о заработке. А гиганты, такие как Яндекс, — ориентир для школьников и студентов. Основные цели компании действительно связаны с прибылью, но «с большой силой приходит большая ответственность». Кто, если не мы, создаст такой продукт, как Разговор, и упростит жизнь глухим и слабослышащим людям?
Это здорово, что в последние годы Яндекс активно вкладывается в инклюзию. В компании работает много людей, на нас смотрят со стороны и хотят присоединиться к команде. Поэтому у нас появляется социальная ответственность.