Как интеллект-карты помогут разобраться в чём угодно и запоминать больше
Что такое интеллект-карта
Интеллект-карта — способ визуально представить информацию: в центре располагается главная тема, которая «ветвями» соединяется с подтемами. Создатель карт — британский психолог Тони Бьюзен. На такую структуру его вдохновило древовидное строение нейронов в головном мозге человека.
Ментальные карты помогают лучше анализировать и запоминать материал. Они включают «целостное» мышление, задействуя сразу оба полушария мозга — логическое и творческое.
Зачем нужны ментальные карты
Запомнить новое. Как правило, всё, что мы зазубрили, быстро забывается. Карты помогают увидеть связи между идеями, явлениями, предметами. Так мозг начинает разбираться в теме и новые знания попадают в долговременную память — об этом говорит исследование учёных из Королевского колледжа в Лондоне. Поэтому, если вам нужно выучить что-то очень быстро, например билеты к экзамену, попробуйте составить интеллект-карту.
Разобраться в сложном материале. Карта помогает разложить сложную тему на подразделы. Так мозгу проще и быстрее обработать и усвоить информацию. Например, самостоятельное изучение языка Python может казаться сложным и запутанным процессом. Из-за этого мозг постоянно откладывает это занятие «на потом».

Оценить объём работы. Если оценивать сложность и сроки работы навскидку, легко ошибиться. Интеллект-карты позволяют увидеть реальный масштаб дел и составить план. Сложный проект можно разбить на этапы, каждый этап — на задачи с конкретными сроками, а задачи — на понятные действия.
Собрать информацию. Карты можно использовать как хранилище информации — вместо заметок. Например, собирать любимые фильмы, разделяя их по жанрам или режиссёрам.
Найти идею. Мы воспринимаем окружающий мир примерно так же, как интеллект-карту: центральный образ и детали вокруг него. Карта помогает включить ассоциативное мышление. Мы видим разные элементы и можем быстрее находить новые нестандартные идеи, связанные с ними.
Как составить ментальную карту
Тони Бьюзен в своей книге «Интеллект-карты» предлагает следующие шаги для создания ментальной карты, которая будет работать на вас:
1. Возьмите лист бумаги и в центре напишите тему, которую хотите изучить. Рядом с темой нарисуйте символ, подходящий по смыслу. Картинка включит воображение и вызовет ассоциации.

2. Нарисуйте первую ветвь, которая отходит от центральной темы. Важно, чтобы она была изогнута: такая форма наиболее привлекательна для мозга и повышает вероятность запоминания информации.

3. Напишите ключевую идею, связанную с центральной темой. Желательно, чтобы это было короткое название из одного-двух слов. Используйте для создания карты хотя бы два цвета: так вы будете запоминать лучше. Вербальную информацию обрабатывает левое полушарие, а цвет воспринимает правое — сочетание слов и цвета заставляет активно работать обе части мозга.

4. Дорисуйте второстепенные ветви. Подпишите их словами или комбинацией слов и символов. Если создаёте карту с идеями, нарисуйте ветви и оставьте их пустыми. Это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

5. Дорисуйте остальные ветви, отходящие от центральной темы. Не забывайте выделять слова цветом или символами для лучшего запоминания.

Где составлять интеллект-карты
Составить карту вы можете любым удобным способом: на листе бумаги, планшете, доске. Однако проще и эффективнее делать это в специальных сервисах. Там можно быстро вносить исправления, прикреплять ссылки и изображения, добавлять комментарии. А ещё можно поделиться такой виртуальной картой с друзьями или коллегами и работать над ней вместе.
Вот несколько приложений для создания интеллект-карт.
MindMeister. У сервиса много функций для работы с картами. Можно менять их дизайн, добавлять картинки, видео, иконки. Есть командная работа с возможностью оставлять комментарии и смотреть историю редактирования. Бесплатно можно создать три интеллект-карты.
XMind. Функциональность такая же, как у MindMeister, но нет режима командной работы. Из-за этого сервис больше подойдёт для личного пользования. Количество карт в бесплатной версии не ограничено, но если решите скачать карту на компьютер, она будет с водяным знаком.
Mindomo. Сервис отличается от конкурентов возможностью трансформировать интеллект-карты в диаграмму Ганта — показывает список задач, сроки и последовательность их выполнения. Есть режим командной работы и даже чат для общения с коллегами. Бесплатно можно создать три интеллект-карты.
Как использовать карты в обучении
Составить план обучения. Карты помогут структурировать темы, которые нужно изучить. К каждой теме можно добавить список литературы, ссылки с записями лекций, полезные сервисы.
Сделать шпаргалки. Конечно, не для того, чтобы списывать 😃 Мы уже писали, что информация в виде интеллект-карт запоминается лучше. Можно взять сложную тему или явление и разложить на подразделы. Информацию из такой карты вы точно вспомните во время экзаменов.

Провести мозговой штурм. Карты выручат, если вы делаете какой-то учебный проект в команде. Например, перед вами стоит задача разработать приложение: нужно придумать его концепцию и защитить перед преподавателем. Вы можете создать карту и вместе с командой набрасывать туда идеи вокруг основной задачи.