Что такое «наем через знакомство»
О чем вообще речь
Трудоустройство в большую компанию — это стандартизированный процесс, в котором есть несколько этапов.
1. Компания публикует вакансию на сайте и в базах вакансий.
2. Соискатели откликаются на вакансии и ждут ответа.
3. Специалист по трудоустройству смотрит резюме и общается с соискателем.
4. Если он подходит — назначает серию встреч с будущими коллегами (так называемые раунды собеседования). Их может быть два, а может — десять, всегда по-разному.
5. Плюс у разработчиков бывают отдельные технические интервью, на которых просят ответить на сложные вопросы и порешать задачки.
Кроме того, часто просят сделать тестовое, иногда в самом начале, иногда в конце.
Читайте подробнее о том, как трудоустроиться в Яндекс. Яндекс отличается понятным процессами без подводных камней — вам понравится.
А еще в Яндекс можно зайти через стажировки.
Когда нанимаешься в первый раз, все это кажется сложным и непонятным. Страшно облажаться, мучительно ждать ответа. Кажется, что могут отказать на любом этапе.
Это часто фрустрирует новичков. Непонятно, что делать: ждать ответа или подаваться на другую вакансию? Плюс хочется сразу познакомиться с командой, лидом, понять будущие задачки и настрой.
Выход есть — «наем через знакомство»
Чтобы было полегче наниматься, можно «хакнуть» процесс трудоустройства. Тогда он будет выглядеть иначе:
1. Соискатель находит интересную ему вакансию.
2. Он ищет своих будущих коллег: в соцсетях, по контактам знакомых, на конференциях, в блогах, на корпоративных выступлениях и в подкастах. Если речь не идет о секретных проектах крупных компаний, то «нарыть» контакты оказывается несложно и без супергеройских навыков.
В каждой компании есть публичные и непубличные сотрудники.
Публичные пишут статьи, выступают на конференциях, рассказывают о себе. Их имя связано с компанией, и писать таким людям с разными вопросами — это нормально.
Однако большинство сотрудников — непубличные. Таким людям лучше не писать, это может выглядеть навязчиво и неэтично. В крайнем случае им можно написать, но только после того, как вас представит знакомый человек и получит у собеседника разрешение на то, чтобы передать контакт.
3. Соискатель приглашает сотрудника компании-мечты «на кофе». Поговорить можно и в кафе, и в зуме.
4. На встрече соискатель спрашивает подробнее о команде, стеке технологий, задачах. Попутно рассказывает о себе. Если сотрудник компании-мечты не против, то показывает кусочки своего кода и свои пет-проекты.
В результате соискатель получает важную связь в команде, лучше разбирается в проекте. Сотрудник компании может дать важные советы, подскажет, как улучшить код, на что сделать упор на собеседовании.
А может случиться и так, что «взгляд вовнутрь» покажет, что лучше сразу поискать другую компанию, и не тратить силы на штурм замка, который окажется не по зубам.
Что говорить на дружеском разговоре
Важно подходить к разговору с сотрудником без нужды. Разговор — это просто дружеское знакомство. Сотрудник все равно не сможет нанять к себе в команду без резюме и собеседований, хотя процесс может значительно упроститься.
Вот какие вопросы помогут вывести разговор в правильное русло:
— Слушай, а расскажи, что у вас под капотом? Какие технологии используете?
— Как ты оцениваешь перспективы проекта? Что с вами (или нами) будет через год?
— В чем, по твоему мнению, самая большая сложность сейчас? Где нужно прилагать больше усилий?
— Есть ли у вас опенсорс? Хотели бы завести и развивать?
— Что вы цените в сотрудниках? Как поймете, что соискатель — прямо ваш человек? А если не ваш — то почему?
— Есть ли сейчас у вас небольшая задачка, которую я могу помочь сделать в тестовом режиме? Так и вы увидите меня в деле, и мой тестовый код сразу пойдет в дело...
На разговоре важно показать себя спокойным, но заинтересованным человеком. Также важно сразу показать, что примете отказ в дружеском собеседовании или в ответах на вопросы.
Кроме того, «дружеский наем» не очень часто используется соискателями, поэтому сотрудники не перегружены запросами на разговор. Поэтому они скорее заинтересуются и будут рады помочь.