Автомобиль без водителя: что означают 6 уровней автопилота

Не все системы автопилота одинаковы: одни лишь помогают водителю, другие заменяют его. Общество автомобильных инженеров (SAE) придумало уровни автономности, благодаря которым водители понимают, когда нужно контролировать автомобиль, а когда нет. Разберёмся, что означают эти уровни и какие машины встречаются на дорогах сегодня.

машина рулит
человекопилот
Тесла
беспилотный Яндекс
не тормози
cover2x.webp

Уровень 0: ручное управление

    На этом уровне за управление полностью отвечает водитель. Представьте себе классическую «копейку» или BMW E30: у таких машин нет электронных помощников — это и есть нулевой уровень автономности.

    Многие современные машины тоже относятся к этому уровню, даже если у них есть система экстренного торможения или функция предупреждения о сходе с полосы.

Решение в итоге принимает водитель: чтобы затормозить, нужно нажать на педаль, чтобы остаться в полосе — повернуть руль.

Уровень 1: ассистент водителя

    Сюда относят автомобили, которые могут брать на себя небольшую часть управления.
    Например, обычный круиз-контроль, когда машина просто держит заданную скорость, нельзя отнести к автоматизации, а адаптивный круиз-контроль, когда машина подстраивается под скорость потока, — можно. С ним автомобиль не просто едет с заданной скоростью, а сам снижает её, если машина впереди замедляется, и снова набирает, если дорога свободна.
    Ещё один пример — система удержания в полосе. Она сама подруливает, если машина начинает съезжать в сторону, но полностью рулить за водителя не может.

Уровень 2: частичная автоматизация

    На этом уровне автомобиль может одновременно выполнять несколько задач, например регулировать скорость и рулить. Примеры таких систем — Tesla Autopilot и GM Super Cruise. Они помогают водителю, но не заменяют его полностью.

Даже если машина едет сама, это ещё нельзя назвать автопилотом.

    Водителю всё ещё нужно следить за дорогой и быть готовым вмешаться в любой момент. Например, Tesla Autopilot управляет скоростью и рулём, но требует, чтобы водитель держал руки на руле. Если их убрать, машина напомнит об этом — сначала предупреждением на экране, а затем звуковым сигналом.

    В системе GM Super Cruise водитель может ехать без рук на руле, но ему нельзя отвлекаться от ситуации на дороге. Камера в машине следит за взглядом человека, и если он не будет смотреть на дорогу — получит предупреждение.

Уровень 3: условная автоматизация

    Здесь система может сама управлять автомобилем, как и на втором уровне. Главное отличие в том, что водитель меньше вовлечён в управление. Он также должен контролировать ситуацию на дороге, но может делать это не так напряжённо. Например, не нужно постоянно держать руки на руле.

    Пример такой системы — Mercedes-Benz Drive Pilot. Она может полностью управлять автомобилем в пробке или на автомагистрали при невысокой скорости. Например, машина сама разгоняется, тормозит и держится в своей полосе.

При условной автоматизации держать руки на руле уже не обязательно. Рулит машина, человек может немного отдохнуть.

Но если система решит, что сама дальше не справится, она попросит водителя снова взять управление на себя. То есть автомобили третьего уровня уже ближе к автономному вождению, но всё ещё требуют внимания водителя.

Уровень 4: высокая автоматизация

    На этом уровне система управляет машиной полностью, но делает это только в заранее определённых зонах, например в пределах одного города или на конкретных маршрутах. Водитель здесь не нужен, пассажир может посмотреть фильм, поработать или даже вздремнуть — автомобиль безопасно доставит его в нужное место.

    Для безопасного передвижения система использует множество датчиков и технологий:

  • лидары — сканируют пространство вокруг, чтобы видеть другие машины, пешеходов и препятствия;

  • камеры — помогают распознавать дорожные знаки, разметку и светофоры;

  • радары — фиксируют скорость и расстояние до объектов даже в плохую погоду;

  • искусственный интеллект — анализирует данные и принимает решения, как опытный водитель.

    Пример автомобиля четвёртого уровня автономности — автономное такси Яндекса, но технологию используют не только в машинах. Например, роботы-доставщики от Яндекса, которые развозят заказы, тоже полностью автономны. Они могут самостоятельно перемещаться по городу, избегать препятствий и выбирать оптимальный маршрут.

Уровень 5: полная автоматизация

    На этом уровне автомобиль может ездить без водителя по любым маршрутам, не только заранее известным, а также в любых условиях: по узким улицам, сложным развязкам, просёлочным дорогам и при плохой видимости — в дождь, снег и туман.

Создать такую систему — одна из самых сложных задач, которые стоят перед инженерами и разработчиками.

    Пока автономных автомобилей пятого уровня в производстве нет. Даже передовые системы, такие как Tesla Full Self-Driving (FSD), недотягивают до этого уровня. Прототипы от компаний Waymo и Baidu стараются приблизиться к полной автономности, но всё ещё проходят тестирование.

    Также есть правовые преграды. В большинстве стран пока нет законов, которые позволяли бы ездить таким машинам. Кроме того, открытым остаётся вопрос безопасности: кто будет отвечать за ДТП, если в машине нет человека, который управляет.

    Возможно, когда тысячи машин с четвёртым уровнем автономности соберут достаточно данных, а технологии станут более надёжными, на дорогах появятся настоящие беспилотные автомобили пятого уровня.

Чем различаются уровни автономности

Уровень Роль водителя и автопилота Пример технологий
Нулевой Человек полностью управляет автомобилем Парктроники, предупреждения о выезде из полосы
Первый Автоматика машины помогает, но не заменяет водителя Адаптивный круиз-контроль, удержание полосы
Второй Система автомобиля управляет ускорением и торможением, но под постоянным контролем водителя Tesla Autopilot, GM Super Cruise
Третий Система автомобиля управляет вождением сама, водитель может отвлечься, но должен быть готов взять управление Mercedes-Benz Drive Pilot
Четвертый Полностью автономное вождение без участия водителя, но по конкретным маршрутам Беспилотное такси Яндекса или роботы-доставщики
Пятый Полностью автономное вождение без участия водителя на любых маршрутах Автономные автомобили будущего, пока нет в серийном производстве

ещё по теме