Как стать руководителем в Яндексе

Во главе каждого продукта, проекта и команды стоит руководитель — человек, который отвечает за успехи, ошибки, атмосферу и мотивацию сотрудников. Кто такой руководитель в Яндексе и как им стать, разбираемся вместе с Анной Динельт, менеджером продукта Яндекс Афиши.

Кто такой руководитель в Яндексе

В компании есть два типа руководителей:

— Человек, который отвечает за продукт, функцию или отдел и управляет своей командой.

— Проджект- или продакт-менеджер: формально они не считаются руководителями, но фактически управляют процессами и ставят задачи людям из других команд.

Можно дорасти до руководителя с любой позиции: например, начать карьеру стажёром или младшим специалистом.

Мой пример нетипичный: за полтора года я выросла из сотрудника службы поддержки до её руководителя. Но я уже управляла командой в другой компании. Думаю, человеку без такого опыта потребуется в два раза больше времени — но всё зависит от сотрудника, в Яндексе не боятся назначать руководителями перспективных молодых специалистов.
Анна Динельт, менеджер продукта Яндекс Афиши

Есть другой вариант: пройти конкурс и попасть в бесплатную Школу менеджеров Яндекса, ШМЯ. Один из постоянных треков Школы посвящён управлению продуктами и проектами.

Студенту, который обучился по этому профилю, хорошо себя зарекомендовал и прошёл собеседование, — таких обычно от 50 до 70% — предлагают присоединиться к команде в качестве сотрудника или стажёра. В перспективе он получит опыт в роли менеджера проектов и со временем сможет возглавить отдел или продукт. Если привлекают другие направления, в школе можно пройти обучение на маркетолога, аналитика или разработчика и также попасть в компанию на позицию начинающего специалиста.

В Яндексе есть практика встреч один на один, на которых опытные управленцы делятся знаниями и навыками с начинающими руководителями. Но учиться можно не только у коллег: компания отправляет людей на курсы, чтобы прокачать нужные компетенции.

Kakie

Какие навыки нужны руководителю в Яндексе

Все компетенции делятся на хард- и софт-скиллы. Хард-скиллы — это профессиональные знания специалиста на конкретной должности. И для каждого руководителя они свои: например, глава группы Java-разработки должен уметь писать на Java.

Софт-скиллы связаны с личностными качествами человека, они более универсальны и ценятся на любой должности. Вот что к ним относится.

Умение брать на себя ответственность. Чем выше должность, тем больше ответственности она предполагает: за людей, деньги, продукт, у которого тысячи пользователей. Начинающему специалисту стоит не только выполнять свои задачи, но и наблюдать за процессами и предлагать решения, как их улучшить. Руководитель обязательно отметит инициативу сотрудника и доверит новые проекты.

Я начинала свой путь в Яндексе с позиции специалиста службы поддержки, отвечала на вопросы пользователей. Мы использовали шаблоны: готовые тексты для типичных вопросов, например о том, как войти в аккаунт, как вернуть билет. Я заметила, что мне часто прилетают замечания от проверки качества из-за неудачных формулировок или неправильных запятых. Предложила руководителю вычитать и исправить все шаблоны. Он с радостью мне это позволил. Так я стала отвечать за определённый участок работы, а со временем — за другие похожие задачи.
Анна Динельт, менеджер продукта Яндекс Афиши

Умение работать с людьми. Важно любить людей и быть к ним открытым. Это зависит от самого человека, а также от атмосферы, в которой он работает. Прокачать этот навык можно в дружелюбной корпоративной культуре, если учиться у своего окружения: замечать, как общаются коллеги, как дают обратную связь руководители.

Когда-то я работала руководителем в компании, связанной со спецтехникой. Общение между коллегами было не таким, как в Яндексе: там считалось нормой устроить публичный выговор, высмеять или накричать. В такой среде я и сама стала жёстким руководителем.

Первое время в Яндексе мне казалось, что это какая-то шутка: не могут же все быть такими милыми и добрыми котиками. Но оказалось, что тут действительно такая приятная атмосфера. И это отношение помогает видеть в коллегах людей, а не функции и давать им возможность развиваться.
Анна Динельт, менеджер продукта Яндекс Афиши

В компании принято поддерживать друг друга, давать продуктивную обратную связь: говорить не только о минусах выполненной работы, но и о плюсах. Именно руководитель уделяет этому много внимания.

Умение расставлять приоритеты и делегировать. Руководитель решает проблемы коллектива, организационные вопросы, планирует работу с новыми задачами и проектами. Тут важно понимать, что нужно сделать в первую очередь, а что можно отложить. Какие задачи лучше взять самому, а какие поручить сотрудникам.

Обычно начинающим руководителям очень сложно делегировать, но тут важно начать: например, отдавать сначала маленькие задачи. Это всегда страшно. Я тоже боялась делегировать, думала, что если я не сделаю — никто не сделает. Но важно посмотреть на это с другой стороны: человек, который получает от вас работу, вместе с её выполнением приобретает новый полезный навык — новую «удочку», на которую сможет ловить рыбу.
Анна Динельт, менеджер продукта Яндекс Афиши

Учиться расставлять приоритеты лучше на своих задачах. Прочитайте книгу «Найди время» Джейка Кнаппа — она поможет разобраться с личным тайм-менеджментом.

Что важно делать начинающему руководителю

Руководители бывают разные: кто-то давит авторитетом, кто-то пускает всё на самотёк, а кто-то решает проблемы и вдохновляет на успехи. В Яндексе отдают предпочтение последним. Есть несколько советов, которые помогут быть эффективным и экологичным руководителем.

Быть честным с собой и командой. Важно уметь признавать, что вы чего-то не знаете, просить помощи и обратной связи у коллег. Задавать вопросы — это не страшно.

Найти опору в прошлом опыте. Начинающие руководители часто страдают синдромом самозванца, они обесценивают прошлый опыт. Важно оглянуться на свой карьерный путь: рабочие задачи, личные или учебные проекты.

Можно взять лист бумаги, выписать места работы и учёбы, добавить напротив каждого опыта достижения и навыки, которые там получили. Так вы убедитесь, что уже справлялись со сложными и незнакомыми задачами, поэтому сможете это сделать снова.

Познакомиться с коллегами. Будет полезно запланировать встречи с ключевыми людьми из своего или смежных отделов, когда только пришли в новую команду. Просто поболтать, рассказать о себе и своих задачах, наладить коммуникацию. Это работает гораздо лучше, чем заочное знакомство.

Никогда не прекращать учиться. Должность руководителя — это не вершина горы, а лишь начало подъёма. Вам предстоит ещё много учиться. В том числе и на ошибках. Важно не закрывать глаза на промахи, они случаются и у команды, и у руководителя. Неудачные рабочие кейсы лучше всего разбирать на ретроспективных встречах. Отвечать на вопросы: «Что можно было сделать лучше? Как избежать ошибок в будущем?»

В Яндексе много продуктов и сервисов, над каждым из них работает своя отдельная команда, где нужен руководитель. Поэтому возможности для роста есть у каждого сотрудника. Если не боитесь ответственности, готовы учиться и разбираться в новых задачах, всё получится.

Краткий пересказ от Yandex GPT