Чем занимается менеджер проектов в IT и как им стать
Менеджер проектов превращает идею клиента в задачи для команды, он следит за сроками и управляет бюджетом. О старте в профессии и важных навыках для новичка рассказала руководитель курса «Менеджер проектов» в Яндекс.Практикуме Яна Ганина.
Кто такой менеджер проектов
Это человек, который превращает хаос в порядок. Менеджер отвечает за весь проект — от первой встречи с клиентом до запуска. Он помогает сформулировать задачу, предлагает первые решения, планирует все это с командой и следит за сроками. Можно делать IT-проекты и без менеджера, но такой специалист сэкономит всем время и нервы, а бизнесу — деньги.
Если компания хочет расти как бизнес, ей понадобится менеджер проектов
Он будет говорить с клиентами, планировать работу над задачами, выстраивать взаимодействие внутри команды. Менеджер возьмет на себя контроль бюджета и сроков.
Менеджер помогает команде проекта. Он следит за тем, чтобы всем было комфортно поддерживать нужный темп. Если не хватает данных — запрашивает их у клиента и передает команде. Он видит картинку целиком, поэтому может направлять команду и подсказывать, на чем сейчас лучше сосредоточиться, а что отложить.
Зарплата менеджера проектов сравнима с зарплатой разработчика. В исследовании от Хабра есть данные о медианной зарплате — это 115 тысяч рублей. Позиция менеджера устойчива к переменам на рынке. Например, согласно тому же исследованию, в кризисный 2020 год зарплаты таких специалистов никак не изменились.
Какие задачи решает
Менеджер проектов ведет задачу на каждом этапе. Все начинается с момента, когда клиент приходит с идеей. Первую встречу с ним проводит в том числе менеджер. Он спрашивает обо всем: чем этот продукт должен помочь клиенту и пользователям, что надо учесть, когда все должно быть готово. Ещё менеджер работает с бюджетом проекта. Дальше начинается работа с командой.
Проджект переводит идею клиента в задачу, которую можно поставить команде. Если посмотреть на весь процесс работы, то вот чем будет здесь заниматься менеджер:
— Выясняет требования клиента. Какую задачу хочет решить клиент, какие у него ожидания и бюджет, в какие сроки надо уложиться и почему.
— Формулирует и согласует задачу. Тут важно, чтобы все друг друга правильно понимали, говорили в одних терминах, одинаково представляли себе результат.
— Делает прототип. Менеджер создает схемы с логикой и наполнением продукта. Так он пытается понять, как команда будет решать задачу клиента.
— Ставит задачу дизайнеру. Когда решение согласовано, менеджер идет к дизайнеру. Он объясняет, что нужно клиенту, показывает референсы, обсуждает детали. Вместе с дизайнером менеджер устанавливает сроки работы, а потом принимает результат.
— Налаживает разработку. Объясняет задачу разработчикам, передает им макет от дизайнера. После — забирает результат и сверяется с той задачей, о которой договорились с клиентом.
— Тестирует продукт. Проверяет, все ли правильно работает, нет ли ошибок. Менеджер смотрит на логику работы продукта — соответствует ли она ожиданиям клиента.
Бывают также задачи по работе с командой. Например, найти разработчика и дизайнера для проекта, следить за их мотивацией, помогать всем сторонам договариваться между собой. Эмоциональное состояние команды тоже на совести менеджера проектов. Если у кого-то трудные времена в жизни и это начинает сказываться на работе, менеджер будет разбираться, чем тут помочь, чтобы проблема не влияла на результат.
Главная цель менеджера проектов — сделать так, чтобы команда выпустила продукт вовремя и с таким наполнением, которое нужно клиенту. Ресурсы менеджера — команда, время и деньги
Менеджер следит за временем, пытается предугадать, какие обстоятельства могут задержать проект и как с этим справиться. Чтобы все это получилось, мало теоретических знаний — нужен опыт работы в команде, умение договариваться и способность правильно расставить приоритеты. Главный навык хорошего менеджера — это достижение целей.
Что надо знать и уметь
Профессия менеджера проектов в IT на 90% построена на софт-скиллах. Такому специалисту важно налаживать общение с клиентом и командой, решать конфликты, правильно планировать ресурсы. Можно разобраться в инструментах и методиках планирования, но «мягкие навыки» будут базой для менеджера проектов.
«Будет плюсом, если вы знаете методологию разработки. В сообществе есть мнение, что можно хорошо делать проекты только за счет сильных софт-скиллов. Иногда это действительно так. Но на собеседовании вас, скорее всего, спросят, что такое Scrum и Agile, работали ли вы по Waterfall. Начинающему менеджеру нужно в этом ориентироваться», — говорит Яна Ганина, руководитель курса «Менеджер проектов».
Проджекту понадобится много разных знаний и умений — большая часть из них появляется вместе с опытом в реальных проектах. Но вот те навыки, с которыми стартовать будет проще:
— выстраивать отношения с клиентом
— решать конфликтные ситуации
— делать прототипы
— построить с командой план работы: определить цель, последовательность и объем задач
— формулировать задачи для команды (разработчиков, аналитиков, дизайнеров и т. д.), декомпозировать их — делить большую задачу на несколько маленьких
— выстраивать процессы производства
— работать с командой — искать и приглашать нужных специалистов, объяснять задачу
— знать процесс производства в IT
— понимать, как устроен интернет, что такое бэкенд, фронтенд и API
— знать основные принципы Agile
— тестировать продукт
Менеджер проектов в IT большую часть времени занимается настройкой коммуникаций. Поэтому эмпатия — его главный инструмент. Здесь многое зависит от того, какой вы человек. Инструменты только помогают выполнить задачу клиента вовремя и правильно.
Кто может стать менеджером проектов в IT
Каждый сталкивается с ведением проектов, даже если не подозревает об этом. Например, иногда нужно спланировать путешествие или сделать ремонт. Для этого тоже приходится собирать информацию, договариваться со всеми, искать нужных специалистов и выдерживать сроки. Так работает менеджмент проектов в обычной жизни.
В профессию приходят из разных сфер и с разным опытом. Разработчикам будет проще в самом начале — они уже погружены в процессы, понимают, как строится работа над цифровым продуктом. Часто в таких менеджеров вырастают из тестировщиков. «У тестировщиков уже есть понимание процессов разработки, они понимают, что такое бэкенд, фронтенд и API. Остается подтянуть софт-скиллы, научиться грамотно планировать, работать с рисками», — рассказывает руководитель курса Яна Ганина.
Другой вариант старта в профессии — управленцы, которые уже вели проекты в других сферах, но мало знают о специфике IT. Здесь нужно будет получше разобраться с этапами работы над цифровыми продуктами. Еще для старта важно понять, как устроены мобильные и веб-приложения, это поможет говорить с разработчиками на одном языке.
Сейчас больше всего вакансий для таких специалистов в компаниях, которые выполняют заказы на разработку. Продуктовые команды реже ищут проджектов: здесь эта роль может соединяться с менеджером продукта. В таком случае нужно и рулить задачей, и думать о развитии продукта — разбираться в потребностях пользователей, выявлять ценность продукта и думать о его продвижении.