Истории студенток, которые закончили и ШАД, и ШМЯ
Девиз Школы анализа данных: «Будет сложно, вам понравится». Но некоторым студентам этого недостаточно, и они берутся не за одну программу, а за две. Выпускницы, которые прошли через Школу анализа данных и Школу менеджеров Яндекса, рассказали, как не сдаться и всё-таки поступить с четвёртого раза, зачем учиться в обеих школах и как совмещать дополнительное образование с университетским.
Что такое ШАД и ШМЯ?
Школа анализа данных — это двухгодичные вечерние курсы для студентов и выпускников вузов, которые хотят стать специалистами по data science. На них преподают машинное обучение, компьютерное зрение, анализ текстов и другие компьютерные науки.
Школа менеджеров Яндекса — это лекции и семинары для тех, кто начинает свой путь в области создания IT-продуктов и управления ими. Двухмесячная школа объединяет менеджеров, маркетологов и аналитиков в работе над продуктами Яндекса.
Из ШАДа в ШМЯ: Алина Денисова, аналитик в Яндекс.Картах
В средней школе я участвовала в олимпиадах по математике и программированию, потом поступила в СУНЦ МГУ, а потом, как и большая часть моих одноклассников, пошла на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ.
Я пыталась поступить в Школу анализа данных начиная с первого курса. Первые три раза я отсеивалась на заключительном этапе — на собеседовании. Иногда это было очень неожиданно и даже забавно. Один раз на письменном испытании я не решила задачи по линейной алгебре (которую плохо знала), но всё равно прошла и выдохнула с облегчением. А потом на собеседовании их мне всё-таки дал интервьюер, чтобы проверить знания.
Когда я готовилась к отбору в последний раз, я сосредоточилась именно на прохождении собеседования, повторила злосчастную линейную алгебру по учебникам ВМК и прорешала задачи прошлых лет на Хабре. В итоге всё прошло успешно, и письменный этап я тоже решила лучше, чем в первые разы.
В учёбе в ШАДе мне тяжелее всего давались дедлайны в девять утра. У меня складывалось ощущение, что ещё вся ночь впереди и задания можно начать делать попозже
Я ложилась в лучшем случае в шесть в надежде, что модель успеет досчитаться за три часа. Потом вставала ровно в восемь пятьдесят и отправляла результат.
ШАД помог мне научиться лучше планировать своё время. Бывало такое, что проходило две-три недели без дедлайнов, а потом друг на друга накладывались задания сразу нескольких курсов. Нужно было мотивировать себя выполнять работы заранее, чтобы не случалось авралов.
Часть дисциплин Школы пересекались с университетскими: параллельно с ШАДом я поступила в магистратуру по анализу данных ВШЭ и смогла зачесть несколько курсов. Диплом я писала уже с руководителем из Яндекса.
Из программ Школы мне больше всего понравился курс про большие данные: на нём мы делились на команды и реализовывали собственные проекты. Наш назывался Sad Russians. Его идея была в том, чтобы делать все весёлые лица на фотографиях грустными — как в стереотипе о том, что русские не улыбаются. Но нейронная сеть училась очень плохо, и мы решили, наоборот, делать людей счастливее: это проще, потому что тогда нужно вставлять на картинку зубы, а не сжимать и опускать уголки губ.
Между первым и вторым годом обучения я стажировалась в офисе Google в Цюрихе. Думаю, моих знаний хватило бы, чтобы пойти на эту стажировку и раньше, но именно ШАД дал мне уверенность в том, что всё получится.
Я считала, что хочу быть разработчицей, но на стажировке поняла, что мне не очень нравится выполнять задачи, которые приносит кто-то другой
Так я решила попробовать себя в аналитике и пошла на позицию продуктового аналитика в команду Яндекс.Карт.
А о менеджменте я впервые задумалась, учась в Школе дизайнеров бюро Горбунова: хотела узнать побольше про UX и UI. Правда, из бюро мне пришлось уйти в академ: пытаться совмещать учёбу в ШАДе, работу и ещё одну школу — всё равно, что стрелять себе в ногу. Но в школе дизайна я успела пройти курсы по управлению и понять, что мне это интересно.
Мои коллеги — продакты из Яндекс.Карт — посоветовали мне поступать в Школу менеджеров. Тестовое и собеседование прошли проще, чем в ШАДе: думаю, потому что я уже натренировалась проходить такой отбор.
К началу занятий в ШМЯ я уже успела выпуститься из ШАДа. Но во время учёбы мне пригодились знания в области анализа данных: например, когда нужно было посчитать юнит-экономику проекта, я парсила данные из Excel. Это можно было бы делать и руками, но так получалось эффективнее.
По сравнению с ШАДом в ШМЯ, конечно же, меньше нагрузка. Но при этом Школа менеджеров выделяется харизматичными спикерами: на лекциях преподаватели не только рассказывали материал, но и делились своим опытом и любопытными фактами из разных областей.
Я выпустилась из Школы менеджеров и пока что отдыхаю и не учусь, но зимой думаю продолжить изучать дизайн.
Из ШМЯ в ШАД: Настя Павловская, студентка ШАДа
До яндексовых школ я прошла через МФТИ: в бакалавриате училась на факультете управления и прикладной математики, а сейчас заканчиваю магистратуру по инновациям и высоким технологиям. Больше всего меня увлекали теория вероятностей, случайные процессы и статистика. Кроме того, мне нравилось программировать, но знаний, полученных в университете, не хватало. Из этих двух увлечений и возник интерес к анализу данных, как к сочетанию красивых математических идей и кода.
Поступать в ШАД я решила, когда поняла, что хочу получить системные и глубокие знания по работе с данными. Кроме того, многие из моих знакомых к тому моменту уже успели пройти через Школу и взахлёб рассказывали о сильных преподавателях, большом количестве практики и крутой атмосфере.
В МФТИ я занималась организацией внеучебных активностей, таких как дни открытых дверей или студенческие выезды. Мне был интересен менеджмент, но я понимала, что ведение проекта в IT сильно отличается от подготовки мероприятий. Тогда мне захотелось попробовать себя в каком-нибудь учебном проекте, а ШМЯ идеально для этого подходила.
Поступление в обе школы я отложила до четвёртого курса, чтобы оно не накладывалось на интенсивную учёбу в университете. Весна моего выпускного года была занята не только дипломом, но и отбором в ШАД и ШМЯ, и я совсем не пожалела о приложенных усилиях.
Школа менеджеров проходит летом, а учеба в ШАДе начинается в сентябре, так что у меня был двухнедельный перерыв, я успела выдохнуть и набраться сил.
В ШМЯ больше всего внимания уделяют аналитике, прототипированию и дизайну, а также рассказывают о технической составляющей продуктов. К сожалению, мне не хватило курсов по развитию гибких навыков, таких как управление стрессом или обучение командной работе.
Фокус ШМЯ и ШАДа направлен на разные сферы: на менеджмент и на анализ данных соответственно. Однако это не единственное отличие: ШМЯ лучше подходит для знакомства с областью, для расширения кругозора и получения начального опыта в менеджменте. А двухлетняя программа ШАДа нацелена на приобретение студентами фундаментальных знаний.
При этом у них много общего, например, и в ШМЯ, и в ШАДе уделяют большое внимание практическим навыкам. Ещё школы похожи по атмосфере: в них преподают и учатся увлечённые люди, от которых сложно не заразиться энтузиазмом.
Я почти не применяю для учёбы в ШАДе знания, полученные в Школе менеджеров. Однако меня здорово выручают полученные там навыки: организации эффективной работы и управления временем. Помогает и умение общаться, ведь большую ценность ШАДа представляют преподаватели и студенты, с которыми ты учишься. Мне удалось гораздо глубже разобраться в предметах благодаря разговорам на кофе-пойнте и обсуждению пройденных тем и домашних заданий с однокурсниками.