«Это очень важно — увлекать студентов»

Выпускник ШАДа Виктор Отлига о преподавании, беспилотниках и мемах на семинарах.

Многие выпускники Школы анализа данных Яндекса (ШАД), начинают работать в IT-компаниях или уходят с головой в науку, но одному из шадовцев этого показалось мало. Продолжая обучать автомобили-беспилотники в Яндексе, Виктор Отлига совмещает преподавание в минском ШАДе и в БГУ. Виктор рассказал, как нашел свое призвание, завоевал уважение студентов и научился совмещать серьезную работу с не менее серьезным хобби.

Я просто понял, что преподавание — это мое

Моя мама — учительница информатики, прадедушка был директором школы. Я с детства понял, что такая работа, связанная с общением с людьми, мне очень интересна. Тем не менее после школы я не понес документы в педагогический, а поступил на факультет математики и информатики БГУ, а потом, после второго курса бакалавриата, в 2014 году поступил в Школу анализа данных Яндекса. В Школе я хотел узнать много нового, это была моя первоочередная задача, поэтому я набрал очень много курсов: суммарно за четыре семестра прошел порядка 20, при обязательном минимуме в 12.

Но желание преподавать никуда не делось. Во время учебы в университете я ездил в лагерь вожатым и читал лекции по информатике. Тогда я почувствовал, что это мое, и твердо решил стать преподавателем, как только появится такая возможность.

Когда в 2018 году я сказал, что хочу преподавать в БГУ, мне разрешили почти сразу. В ШАДе все было сложнее. После учебы я сначала помогал проверять домашние задания, а затем, через год, наш куратор Леша Толстиков предложил мне преподавать машинное обучение. Я помнил, что этот семинар в мое время не был таким уж увлекательным, а мне кажется, что это ужасно интересно! Наконец у меня появилась возможность преподавать предмет так, как я считаю нужным.

В ШАДе я преподаю машинное обучение, а в БГУ веду семинары по дискретной математике и математической логике. В итоге в неделю у меня выходит четыре пары в университете, пара в ШАДе плюс работа в Яндексе.

Тренировка беспилотника

С 2017 года я занимаюсь беспилотниками, работаю в группе обработки дорожной ситуации. Мы занимаемся тем, чтобы машина понимала, где нужно пропустить пешехода, остановиться ли на красный свет, ехать ли на зеленый и как уступить дорогу по правилам дорожного движения. Не все эти вещи определяются машинным обучением, оно комбинируется с алгоритмами. Это связано, например, с тем, что есть правила дорожного движения, которые нужно выполнять в любом случае. Если бы машина только обучалась, она бы учила не правила, а только ситуации.

При использовании нейросетей может оказаться, что мы не знаем, почему машина решила совершить то или иное действие. А в дорожном движении нужны предсказуемость и интерпретируемость, чтобы можно было гарантировать максимальную безопасность и стабильность работы алгоритмов управления автомобилем.

Во время зарядки можно смотреть лекции

На самом деле, я даже толком не знаю, как всё успеваю. Наверное, есть какая-то самодисциплина и понимание слова «надо». Я знаю, что мне надо это сделать, поэтому не лежу на диване, не прокрастинирую. Университет и ШАД — это мое хобби, и свободное время я трачу на них, а не на сериалы.

Я почти не смотрю YouTube (может, один-два ролика в неделю), не играю в видеоигры. Даже во время зарядки смотрю лекции, чтобы не терять времени. Мне кажется, это самое главное и в работе, и в учебе. Если есть самодисциплина и контроль над собой, то всё получается.

Показать, зачем всё это нужно

Я выстраиваю занятия так, чтобы студенты учились эффективно.

Если студенту давать задание на большой срок, то он возьмется за него в последний момент. Поэтому я стал разбивать домашнее задание на несколько частей и выдавать их постепенно. Получается намного эффективней. И студентам проще.

Кроме того, я не ставлю оценки за выход к доске. Когда ты решаешь задачу у доски, то лучше понимаешь ее, это еще один инструмент, чтобы объяснить материал. Но оказалось, что многим тяжело выходить, они нервничают, и перед группой они не так быстро соображают. Поэтому я вызываю студентов только по желанию.

Очень важно показать, зачем всё это нужно. Особенно когда преподаешь фундаментальную дисциплину, например, математику. Мне этого очень не хватало в университете. Поэтому, когда есть возможность, я рассказываю, с чем сам сталкиваюсь на работе, как можно применить знания на практике.

Уважать студента, чтобы он уважал тебя

Я всегда готов прийти на помощь студентам, стараюсь поговорить, расспросить про студенческую жизнь, рассказать о своей, анекдот вспомнить — показать, что я не злой преподаватель, который бьет по рукам указкой. Это очень важно — увлекать студентов.

Учиться должно быть весело и интересно. Поэтому, например, я вставляю мемы в презентации к семинарам. Студентам это нравится. Они даже спрашивают иногда: «Будут мемы на следующем семинаре?» — наверное, хотят понять, стоит ли приходить.

Я хочу и дальше продолжить преподавать, защитить диссертацию, стать кандидатом наук. Без этого я не представляю свою жизнь. Хочу помогать образованию Беларуси в целом, нести добро миру. Для меня это социальный долг, который мне приятно отдавать.

Краткий пересказ от Yandex GPT