Арт-директор Яндекс.Поиска об искусстве постепенных изменений
В интерфейсе Яндекса и других популярных сайтов постоянно что-то меняется, но, как правило, пользователи этого не замечают — им просто становится удобнее, и они не успевают задуматься, почему. Арт-директор Поиска Антон Шеин рассказал об искусстве незаметных, но полезных изменений.
Незаметный интерфейс
Над развитием Поиска работает 15 дизайнеров. И это может показаться странным. Поиск же просто находит ответы — где там «дизайн»?
Но работа продуктового дизайнера как раз и заключается в том, чтобы интерфейс был максимально незаметным и не отвлекал от решения задачи. Никто не приходит на сайт посмотреть, как сделаны кнопки, навигация или какие-нибудь крутые спецэффекты. Люди приходят получать ответы на свои вопросы и решать свои задачи. И если внимание пользователя останавливается на интерфейсе — значит что-то пошло не так.
Постоянные изменения
Дизайн Поиска нельзя менять резко. Мы добавляем новые элементы по чуть-чуть, как будто бы они всегда там были. Дело в том, что перемены всегда пугают людей, несмотря на ту пользу, которую они несут.
Например, когда у нас только начали появляться Турбо-страницы (специальные версии сайтов, которые грузятся почти мгновенно), мы решили привлечь к новой возможности внимание и использовали для этого «тяжёлую артиллерию» — активные кнопки действия. Но люди на них не нажимали, так как это была какая-то новая, незнакомая им функциональность. Теперь Турбо-страницы просто помечены серой ракетой. Кто-то заметит, что такие ссылки открываются быстрее, и будет этим пользоваться, а для остальных ничего не изменилось и Поиск по-прежнему «просто работает».
«Всегда так было»
Но не все изменения можно вводить постепенно. Если это невозможно, то нужно быть точно уверенным, что эти изменения будут полезны людям настолько, что они воспримут их как само собой разумеющиеся. Когда мы сделали «карусель фильмов» (её можно увидеть, например, по запросу «фильмы 2019»), она сильно отличалась от привычных результатов поиска. Но люди восприняли её так, как будто она существовала всегда, потому что это именно то, что они ожидали увидеть. Поэтому такое большое изменение прошло незаметно.
Только то, что действительно нужно
Нельзя изменить что-то в продукте просто потому, что «я художник, я так вижу». Нужно просчитать полезность каждого изменения, иначе можно в угоду личным предпочтениям команды сильно навредить привычным сценариям пользователей.
Поэтому в дизайне Поиска очень важную роль играют метрики. Любой новый дизайн проходит сначала через стадию проверки side-by-side, которая показывает, насколько пользователям нравится новая функциональность и то, как она выглядит. Изначально этим методом можно было сравнивать только статичные макеты или скриншоты, но сейчас с его помощью можно проверять и интерактивные прототипы.
Также макеты можно запустить в инструмент проверки гипотез, который мы называем Ask The Crowd. В нём можно за полчаса получить тепловую карту кликов или набор ответов в произвольной форме на какой-нибудь интересующий вопрос.
После того, как дизайн проверяется с помощью этих метрик, можно отдавать его в разработку и запускать A/B-эксперименты. В них несколько вариантов дизайна сравниваются между собой по сотням метрик, каждая из которых отражает тот или иной аспект качества, показывающий, насколько людям новое решение удобно.
И только после того, как все эти этапы пройдены, новый дизайн попадает в продакшн и его видят люди. Чтобы работа дизайнера преодолела все эти этапы, он должен хорошо разбираться в метриках и в потребностях пользователя, то есть не только в привычных для дизайнера дисциплинах, но также в аналитике и в технологиях.
Менять дизайн большого продукта шаг за шагом — это кропотливая работа, которая требует чёткого понимания того, что ты делаешь, чего хочешь достичь и зачем это пользователям.