Вектор (std::vector
) и строка (std::string
) — это важные базовые контейнеры стандартной библиотеки C++. Они хранят свои элементы в непрерывном фрагменте памяти. Оба этих контейнера предоставляют доступ к элементам по индексу и позволяют эффективно добавлять новые элементы в конец.
std::vector
Контейнер В стандартной библиотеке C++ вектором (std::vector) называется динамический массив, обеспечивающий быстрое добавление новых элементов в конец и меняющий свой размер при необходимости. Вектор гарантирует отсутствие утечек памяти (об этом мы поговорим в других параграфах, сейчас просто считайте, что это хорошо).
Для работы с вектором нужно подключить заголовочный файл vector
.
Элементы вектора должны быть одинакового типа, и этот тип должен быть известен при компиляции программы. Он задаётся в угловых скобках после std::vector
: например, std::vector<int>
— это вектор целых чисел типа int
, а std::vector<std::string>
— вектор строк.
Само имя std::vector
не является типом данных: это шаблон, в который требуется подставить нужные параметры (тип элемента), чтобы получился конкретный тип данных. Подробнее о том, что такое шаблоны и как их применять, мы расскажем в параграфе «Шаблоны».
Рассмотрим пример программы, которая заполняет вектор элементами и печатает их через пробел:
#include <iostream>
#include <vector>
int main() {
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
for (int elem : data) {
std::cout << elem << " ";
}
std::cout << "\n";
}
Здесь мы инициализируем вектор через список инициализации, в котором элементы перечислены через запятую. Другой способ инициализации вектора — указать число элементов и (при необходимости) образец элемента:
#include <string>
#include <vector>
int main() {
std::vector<std::string> v1; // пустой вектор строк
std::vector<std::string> v2(5); // вектор из пяти пустых строк
std::vector<std::string> v3(5, "hello"); // вектор из пяти строк "hello"
}
Обращение к элементам
Выше мы использовали для печати элементов вектора цикл range-for
. Но иногда удобнее работать с индексами. Вектор хранит элементы в памяти последовательно, поэтому по индексу элемента можно быстро найти его положение в памяти. Индексация начинается с нуля:
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
int a = data[0]; // начальный элемент вектора
int b = data[4]; // последний элемент вектора (в нём пять элементов)
data[2] = -3; // меняем элемент 3 на -3
Чтобы узнать общее количество элементов в векторе, можно воспользоваться функцией size
:
std::cout << data.size() << "\n";
Отрицательные индексы, как в некоторых других языках программирования, не допускаются.
Обратите внимание: когда мы обращаемся по индексу через квадратные скобки, проверки его корректности не происходит.Это ещё одно проявление принципа «мы не должны платить за то, что не используем».
Встроенные валидаторы замедляют программу: предполагается, что программист пишет правильный код и уверен, что индекс i
в выражении data[i]
неотрицателен и удовлетворяет условию i < data.size()
. В этом случае они ему не нужны.
Если всё же обратиться к вектору по некорректному индексу, то программа во время выполнения попадёт в неопределённое поведение: фактически она попробует прочитать память, не принадлежащую вектору.
Если вам не хочется делать много лишних проверок, а в корректности индекса вы не уверены, то можно использовать функцию at
:
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
std::cout << data[42] << "\n"; // неопределённое поведение: может произойти всё что угодно
std::cout << data.at(0) << "\n"; // напечатается 1
std::cout << data.at(42) << "\n"; // произойдёт исключение std::out_of_range — его можно будет перехватить и обработать
Про работу с исключениями мы поговорим отдельно в параграфе «Обработка исключений».
Рассмотрим функции вектора front
и back
, которые возвращают его первый и последний элемент без использования индексов:
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
std::cout << data.front() << "\n"; // то же, что data[0]
std::cout << data.back() << "\n"; // то же, что data[data.size() - 1]
Важно учитывать, что вызов этих функций на пустом векторе приведёт к неопределённому поведению.
Для проверки вектора на пустоту вместо сравнения data.size() == 0
принято использовать функцию empty
, которая возвращает логическое значение:
if (!data.empty()) {
// вектор не пуст, с ним можно работать
}
Итерация по индексам
Так сложилось, что в стандартной библиотеке индексы и размеры контейнеров имеют беззнаковый тип. Вместо unsigned int
или unsigned long int
для него используется традиционный псевдоним size_t
(а точнее, std::vector<T>::size_type
). Тип size_t
на самом деле совпадает с uint32_t
или uint64_t
в зависимости от битности платформы. Его использование в программе дополнительно подчёркивает, что мы имеем дело с индексами или с размером.
Итерацию по элементам data
с помощью индексов можно записать так:
for (size_t i = 0; i != data.size(); ++i) {
std::cout << data[i] << " ";
}
Это каноническая форма записи такого цикла: в ней принято использовать сравнение !=
и префиксный ++i
. Для целых чисел не будет разницы, если написать это как-то иначе (например, через <
и постфиксный i++
), но потом, когда вы будете писать аналогичные циклы для итераторов других контейнеров, разница появится. Давайте привыкнем всегда оформлять цикл по индексам так.
Беззнаковость типа возвращаемого значения функции size
порождает следующую проблему. По правилам, унаследованным ещё от языка C, результат арифметических действий над беззнаковым и знаковым типами приводится к беззнаковому типу. Поэтому выражение data.size() - 1
, например, тоже будет беззнаковым. Если data.size()
окажется нулём, то такое выражение будет вовсе не минус единицей, а самым большим беззнаковым целым (для 64-битной платформы это ).
Рассмотрим следующий ошибочный код, который проверяет, есть ли в векторе дубликаты, идущие подряд:
// итерация по всем элементам, кроме последнего:
for (size_t i = 0; i < data.size() - 1; ++i) {
if (data[i] == data[i + 1]) {
std::cout << "Duplicate value: " << data[i] << "\n";
}
}
Эта программа будет некорректно работать на пустом векторе. Условие i < data.size() - 1
на первой итерации окажется истинным, и произойдёт обращение к элементам пустого вектора. Правильнее было бы переписать это условие через i + 1 < data.size()
или воспользоваться внешней функцией std::ssize
, которая появилась в C++20. Она возвращает знаковый размер вектора:
for (std::int64_t i = 0; i < std::ssize(data) - 1; ++i) {
if (data[i] == data[i + 1]) {
std::cout << "Duplicate value: " << data[i] << "\n";
}
}
Добавление и удаление элементов
В вектор можно эффективно добавлять элементы в конец и удалять их с конца. Для этого существуют функции push_back
и pop_back
. Рассмотрим программу, считывающую числа с клавиатуры в вектор и затем удаляющую все нули в конце:
#include <iostream>
#include <vector>
int main() {
int x;
std::vector<int> data;
while (std::cin >> x) { // читаем числа, пока не закончится ввод
data.push_back(x); // добавляем очередное число в вектор
}
while (!data.empty() && data.back() == 0) {
// Пока вектор не пуст и последний элемент равен нулю
data.pop_back(); // удаляем этот нулевой элемент
}
}
Добавление элементов в другие части вектора или их удаление неэффективно, так как требует сдвига соседних элементов. Поэтому отдельных функций, например, для добавления или удаления элементов из начала у вектора нет. Это можно сделать с помощью общих функций insert
/erase
и итераторов. Мы рассмотрим такие примеры позже.
Удалить все элементы из вектора можно с помощью функции clear
.
Резерв памяти
Вектор хранит элементы в памяти в виде непрерывной последовательности, друг за другом. При этом в конце последовательности резервируется дополнительное место для быстрого добавления новых элементов. Когда этот резерв заканчивается, при вставке очередного элемента происходит реаллокация: элементы вектора копируются в новый, более просторный блок памяти.
Реаллокация — довольно дорогая процедура, но если она происходит достаточно редко, то её влияние незначительно. Можно доказать, что если размер нового блока выбирать в два раза больше предыдущего размера, то амортизационная сложность добавления элемента будет константной.
Текущий резерв вектора можно узнать с помощью функции capacity
(не путайте её с функцией size
).
Рассмотрим программу, в которой в вектор последовательно добавляются элементы и после каждого шага печатается размер и резерв:
#include <iostream>
#include <vector>
int main() {
std::vector<int> data = {1, 2};
std::cout << data.size() << "\t" << data.capacity() << "\n";
data.push_back(3);
std::cout << data.size() << "\t" << data.capacity() << "\n";
data.push_back(4);
std::cout << data.size() << "\t" << data.capacity() << "\n";
data.push_back(5);
std::cout << data.size() << "\t" << data.capacity() << "\n";
}
Вот вывод этой программы:
2 2 3 4 4 4 5 8
Видно, что размер вектора увеличивается на единицу, а резерв удваивается после исчерпания. Так, при добавлении четвёрки используется имеющаяся в резерве память, а при добавлении тройки и пятёрки происходит реаллокация.
Иногда требуется заполнить вектор элементами, причём число элементов известно заранее. В таком случае можно сразу зарезервировать нужный размер памяти с помощью функции reserve
, чтобы при добавлении элементов не происходили реаллокации. Пусть, например, нам сначала задаётся число слов, а потом сами эти слова, и нам требуется сложить их в вектор:
#include <iostream>
#include <string>
#include <vector>
int main() {
std::vector<std::string> words;
size_t words_count;
std::cin >> words_count;
// Размер вектора остаётся нулевым, меняется только резерв:
words.reserve(words_count);
for (size_t i = 0; i != words_count; ++i) {
std::string word;
std::cin >> word;
// Все добавления будут дешёвыми, без реаллокаций:
words.push_back(word);
}
}
Если передать в reserve
величину меньше текущего резерва, то ничего не поменяется — резерв останется прежним.
Функцию reserve
не следует путать с функцией resize
, которая меняет количество элементов в векторе. Если аргумент функции resize
меньше текущего размера, то лишние элементы в конце вектора удаляются. Если же он больше текущего размера, то при необходимости происходит реаллокация и в вектор добавляются новые элементы с дефолтным значением данного типа.
#include <vector>
int main() {
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
data.reserve(10); // поменяли резерв, но размер вектора остался равным пяти
data.resize(3); // удалили последние элементы 4 и 5
data.resize(6); // получили вектор 1, 2, 3, 0, 0, 0
}
Многомерные векторы
Воспользуемся вектором векторов, чтобы сохранить матрицу (таблицу) целых чисел. Пусть на вход программы сначала поступают число строк и число столбцов матрицы, а потом — сами элементы построчно:
#include <iostream>
#include <vector>
int main() {
size_t m, n;
std::cin >> m >> n; // число строк и столбцов
// создаём матрицу matrix из m строк, каждая из которых — вектор из n нулей
std::vector<std::vector<int>> matrix(m, std::vector<int>(n));
for (size_t i = 0; i != m; ++i) {
for (size_t j = 0; j != n; ++j) {
std::cin >> matrix[i][j];
}
}
// напечатаем матрицу, выводя элементы через табуляцию
for (size_t i = 0; i != m; ++i) {
for (size_t j = 0; j != n; ++j) {
std::cout << matrix[i][j] << "\t";
}
std::cout << "\n";
}
}
В этом примере мы заранее создали матрицу из нулей, а потом просто меняли её элементы.
Сортировка вектора
Рассмотрим типичную задачу — отсортировать вектор по возрастанию. Для этого в стандартной библиотеке в заголовочном файле algorithm
есть готовая функция sort
. Гарантируется, что сложность её работы в худшем случае составляет , где — число элементов в векторе. Типичные реализации используют алгоритм сортировки Introsort.
#include <algorithm>
#include <vector>
int main() {
std::vector<int> data = {3, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 6};
// Сортировка диапазона вектора от начала до конца
std::sort(data.begin(), data.end());
// получим вектор 1, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9
}
В функцию sort
передаются так называемые итераторы, ограничивающие рассматриваемый диапазон. В нашем случае мы передаём диапазон, совпадающий со всем вектором, от начала до конца. Соответствующие итераторы возвращают функции begin
и end
(не путать с front
и back
!). Итераторы можно считать обобщёнными индексами (но они могут быть и у контейнеров, не допускающих обычную индексацию). Подробнее про итераторы мы поговорим в отдельном параграфе.
Для сортировки по убыванию можно передать на вход обратные итераторы rbegin()
и rend()
, представляющие элементы вектора в перевёрнутом порядке:
std::sort(data.rbegin(), data.rend()); // 9, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 1
В C++20 доступен более элегантный способ сортировки через std::ranges::sort
:
#include <algorithm>
#include <vector>
int main() {
std::vector<int> data = {3, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 6};
std::ranges::sort(data); // можно передать сам вектор, а не его диапазоны
}
Для сортировки по умолчанию используется сравнение элементов с помощью оператора <
. Этот оператор работает и для самих векторов: они сравниваются лексикографически. Поэтому можно без проблем отсортировать, например, строки в матрице (векторе векторов целых чисел).
Строки
Контейнер std::string
можно рассматривать как особый случай вектора символов std::vector<char>
, имеющий набор дополнительных функций. В частности, у строки есть все те же рассмотренные нами функции, что и у вектора (например, pop_back
или resize
). Рассмотрим некоторые специфические функции строки:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string s = "Some string";
// приписывание символов и строк
s += ' '; // добавляем отдельный символ в конец, это аналог push_back
s += "functions"; // добавляем строку в конец
std::cout << s << "\n"; // Some string functions
// выделение подстроки
// подстрока "string" из 6 символов начиная с 5-й позиции
std::string sub1 = s.substr(5, 6);
// подстрока "functions" с 12-й позиции и до конца
std::string sub2 = s.substr(12);
// поиск символа или подстроки
size_t pos1 = s.find(' '); // позиция первого пробела, в данном случае 4
size_t pos2 = s.find(' ', pos1 + 1); // позиция следующего пробела (11)
size_t pos3 = s.find("str"); // вернётся 5
size_t pos4 = s.find("#"); // вернётся std::string::npos
}
Вставку, замену и удаление подстрок можно сделать через указание индекса начала и длины подстроки:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string s = "Some string functions";
// вставка подстроки
s.insert(5, "std::");
std::cout << s << "\n"; // Some std::string functions
// замена указанного диапазона на новую подстроку
s.replace(0, 4, "Special");
std::cout << s << "\n"; // Special std::string functions
// удаление подстроки
s.erase(8, 5); // Special string functions
}
Аналогичные действия для других контейнеров (например, для того же вектора) можно сделать через итераторы. Мы рассмотрим такие примеры в одном из следующих параграфов.
В C++20 появились удобные функции starts_with
и ends_with
для проверки префикса или суффикса строк:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string phrase;
std::getline(std::cin, phrase);
if (phrase.starts_with("hello")) {
std::cout << "Greeting\n";
}
if (phrase.ends_with("bye")) {
std::cout << "Farewell\n";
}
}