Адаптеры над стандартными контейнерами — это не самостоятельные контейнеры. Они используют какой-нибудь другой контейнер (например, дек или вектор) для хранения своих элементов, но при этом предоставляют свой набор функций для работы с ними. В стандартной библиотеке есть адаптеры std::stack
, std::queue
и std::priority_queue
.
Представления (views) не владеют памятью, а лишь ссылаются на диапазон значений другого контейнера. Представлением можно считать пару итераторов. В С++20 появилась обширная библиотека ranges
для работы с представлениями. В этом параграфе мы рассмотрим конструкцию string_view
, представляющую фрагмент строки.
std::stack
Адаптер Стек — это последовательность элементов, в которую разрешается добавлять и извлекать элементы только с одной стороны. Обращение к промежуточным элементам не допускается. Говорят, что структура данных «стек» реализует идею LIFO (last in — first out).
Понятно, что эти действия можно сделать с помощью вектора или дека и операций push_back
и pop_back
. Адаптер std::stack
является обёрткой над такими контейнерами с особым интерфейсом — функциями push
, pop
и top
. Это позволяет более выразительно подчеркнуть, что используется не просто какой-то контейнер, а именно стек как структура данных.
#include <iostream>
#include <stack>
int main() {
std::stack<int> s;
s.push(1);
s.push(13);
s.pop(); // удалить элемент с вершины стека (в стеке останется 1)
std::cout << s.top() << "\n"; // получить элемент на вершине стека, не удаляя его
if (s.empty()) { // проверка на пустоту
std::cout << "Stack is empty\n";
}
}
Функция pop
ничего не возвращает. Напротив, функция top
возвращает элемент, но никак не меняет состояние стека. Так было сделано для гарантий безопасности исключений. Мы поговорим об этом в параграфе «Обработка исключений».
По умолчанию стек использует контейнер std::deque
для хранения элементов. При желании мы можем указать другой тип этого контейнера. Всё, что требуется от этого контейнера, — это поддержка операций push_back
, pop_back
, back
и empty
:
#include <iostream>
#include <list>
#include <stack>
int main() {
std::stack<int, std::list<int>> s; // используем std::list для хранения элементов в стеке
// ...
}
В C++ есть ещё понятие стека как области памяти для локальных переменных и аргументов функций. Оно так называется потому, что переменные автоматически помещаются туда при создании и автоматически удаляются при выходе из области видимости. То есть, последняя созданная переменная удалится первой, как в обычном стеке. Не следует путать это понятие с адаптером std::stack
. Подробнее про жизненный цикл объектов мы поговорим в параграфе «Жизненный цикл объекта».
std::queue
Адаптер Другой похожий адаптер — очередь (std::queue
). Очередь реализует идею FIFO (first in — first out). Можно считать, что элементы встают в очередь с одного конца, а извлекаются с другого. Очередь предоставляет функции push
, pop
, front
и back
.
Не следует путать адаптер queue
с контейнером deque
.
#include <iostream>
#include <queue>
int main() {
std::queue<int> s;
s.push(1);
s.push(13);
std::cout << s.front() << "\n"; // 1
std::cout << s.back() << "\n"; // 13
s.pop(); // в очереди останется 13
if (s.empty()) {
std::cout << "Queue is empty\n";
}
}
Так же как и в std::stack
, в очереди по умолчанию используется std::deque
для хранения элементов. Этот контейнер точно так же можно заменить. Для этого нужно указать тип нового контейнера во втором шаблонном параметре. Однако в отличие от стека здесь не получится использовать std::vector
, так как у него нет функций push_front
и pop_front
.
std::priority_queue
Адаптер Рассмотрим адаптер std::priority_queue
— очередь с приоритетами. Эта структура данных позволяет за логарифмическое время добавлять и удалять элементы и за константное время получать максимальный элемент. Типичная реализация очереди с приоритетами основана на структуре данных «куча». Для хранения элементов используется контейнер с индексами и с возможностью добавления в конец. На эту роль подходят std::vector
и std::deque
, но не подходит std::list
. По умолчанию используется std::vector
.
#include <iostream>
#include <queue> // именно queue, а не priority_queue
int main() {
std::priority_queue<int> pq;
for (int x : {3, 14, 15, 92, 6, 0, 1, 10}) {
pq.push(x);
}
while (!pq.empty()) {
std::cout << pq.top() << "\n";
pq.pop();
}
// Будет напечатано 92, 15, 14, 10, 6, 3, 1, 0
}
Для сравнения элементов по умолчанию используется оператор <
. Чтобы воспользоваться оператором >
и, соответственно, извлекать из очереди минимальные элементы вместо максимальных, можно передать в третьем шаблонном параметре специальную обёртку std::greater<int>
.
#include <iostream>
#include <functional>
#include <queue>
#include <vector>
int main() {
std::priority_queue<
int,
std::vector<int>, // тип внутреннего контейнера; его приходится указывать, если нам нужен третий параметр
std::greater<int> // вспомогательная обёртка над оператором > (а не <)
> pq;
for (int x : {3, 14, 15, 92, 6}) {
pq.push(x);
}
while (!pq.empty()) {
std::cout << pq.top() << "\n";
pq.pop();
}
// Будет напечатано 3 6 14 15 92
}
std::string_view
Представление Конструкция std::string_view
не является адаптером. Это не самостоятельная строка, а отсылка к подстроке какой-то другой строки. Объекты такого класса не выделяют память для размещения символов строки и не копируют подстроки. Упрощённо их можно представлять себе просто как такие структуры:
struct string_view {
const char* start; // указатель на начало подстроки в чужой памяти
size_t len; // длина этой подстроки
};
Давайте взглянем на следующий код:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string s = "Hello, world! How do you do?";
auto sub = s.substr(7, 5); // тип sub — std::string
sub[0] = 'W';
std::cout << sub << "\n"; // World
// В исходной строке всё осталось по-прежнему:
std::cout << s << "\n"; // Hello, world! How do you do?
}
Здесь имеется исходная строка s
, у которой мы выделяем подстрочку sub
. Эта подстрока является самостоятельной копией фрагмента исходной строки. С одной стороны, это позволяет её независимо изменять. С другой стороны, если такие изменения не требуются, на такое копирование тратится время и память.
Перепишем теперь это через string_view
:
#include <iostream>
#include <string>
#include <string_view>
int main() {
std::string s = "Hello, world! How do you do?";
std::string_view sv = s; // смотрим через string_view на строку s
auto sub = sv.substr(7, 5); // теперь тип sub — std::string_view
// sub[0] = 'W'; // изменять через string_view символы строки нельзя
std::cout << sub << "\n"; // world
std::cout << s << "\n"; // Hello, world! How do you do?
}
Обёртка string_view
рассматривает исходную строчку как константную: она не позволяет её изменять. В то же время через string_view
можно читать символы фрагмента исходной строки, а также можно брать новые подстроки и сужать длину подстроки:
#include <iostream>
#include <string>
#include <string_view>
int main() {
std::string s = "Hello, world! How do you do?";
std::string_view sv = s;
sv.remove_prefix(7); // убрали из sv первые 7 символов
sv.remove_suffix(16); // убрали последние 16 символов
std::cout << sv << "\n"; // world
std::cout << s << "\n"; // строка s при этом никак не изменилась
}
Обёртка string_view
позволяет избежать ненужных копирований и ускорить программу там, где ведётся работа с подстроками одной большой строки. Например, это могут быть фрагменты JSON- или XML-файлов. Однако важно помнить, что string_view
валиден только при условии, что объемлющая строка жива. Например, следующая программа некорректна и приведёт к неопределённому поведению:
#include <iostream>
#include <string>
#include <string_view>
#include <vector>
int main() {
std::vector<std::string_view> lines;
for (int i = 0; i < 5; ++i) {
std::string line;
std::getline(std::cin, line);
lines.push_back(line); // string_view в векторе ссылается на память строки line
}
for (auto item : lines) {
std::cout << item << "\n"; // Ошибка! Все эти строки уже невалидны!
}
}
Программа компилируется, но при запуске попадает в неопределённое поведение, так как исходные строки line
выходят из своей области видимости после каждой итерации цикла, и обращаться к их памяти больше нельзя.
По аналогии со string_view
, std::span
является оберткой над произвольной непрерывной последовательностью элементов в памяти. Можно сказать, что span
— это аналог string_view
для массивов или векторов.