60–90 минут
Для кого
Для тех, кто хочет:
— Научиться лучше делать выводы
— Осознанно подходить к развитию и карьерному росту
— Учиться эффективнее
— Правильно оценивать свой прогресс
Чем полезно
Рефлексия помогает вытащить из процесса обучения опыт, знание или навык, к которому вы пришли. Ещё она помогает переосмыслить свои цели, выделить истинные намерения и желания и расставить приоритеты.
В фазе рефлексии мы присваиваем себе результат и получаем мотивацию двигаться дальше. Благодаря рефлексии практически любое событие может быть развивающим.
Даже если вы в последнее время ничему прицельно не учились, наверняка у вас было много рабочих проектов — в них тоже были развитие и результат, которые можно оценить и присвоить.
Что делать
Моделей рефлексии очень много. В этом упражнении мы покажем модель Гиббса. В ней шесть шагов, которые помогут отрефлексировать образовательный опыт. Для рефлексии можете выбрать определённую ситуацию или временной период, например семестр или модуль курса.
Шаг 1. Описание опыта
Опишите результат, используя факты. Не пытайтесь делать выводы и оценивать себя: просто опишите, что получилось сделать, а что — нет.
Шаг 2. Описание чувств
Опишите ощущения и эмоции, которые связаны с этим опытом. Помните, чувства — это всё ещё не оценки. Мы не можем чувствовать, что провалили какую-то цель, но можем расстраиваться из-за этого. Чем сложнее опыт, тем противоречивее чувства, поэтому лучше писать всё максимально подробно.
Шаг 3. Оценка
На этом этапе подключите оценочные суждения. Что хорошего было в этом опыте и что плохого? Как вы относитесь к фактам, которые записали на первом шаге? А к чувствам, которые зафиксировали на втором? Как оцениваете общий результат?
Шаг 4. Анализ
Напишите, какой смысл вы можете увидеть в ситуации и пережитом опыте. Что на самом деле происходило? Почему события развивались именно так? Чем это можно объяснить? На этом этапе можно привлечь коллег, друзей и наставников, чтобы лучше проанализировать опыт.
Анализ — очень важный шаг, именно для него мы так подробно расписывали информацию в первых трёх шагах. Наш мозг часто останавливается на этапе оценки и не анализирует опыт, упуская важные инсайты.
Шаг 5. Выводы
Определите, чему вас научил этот опыт и что вы могли бы сделать по-другому. Здесь наступает время для новых решений, которые помогут на следующем шаге.
Шаг 6. План действий
Разработайте подробный план действий. Опишите, что, как и когда вы будете делать. План может касаться следующего модуля учебного курса, полугодия на работе или просто какого-то отрезка вашей жизни. Составляя план, не забывайте учитывать всё, что удалось узнать на предыдущих пяти шагах. Когда закончите, встройте план в свой график.
Главное в рефлексии — практиковаться регулярно, без обвинений в свой адрес, с признанием результатов и заслуг. Помните, что обучение — не спринт, а марафон. Рефлексия поможет не сходить с дистанции.