60–90 минут
Для кого
Для тех, кто часто загорается интересом к новым направлениям, а потом перегорает и бросает их.
Чем полезно
Поможет проверить интерес на прочность до старта учёбы и реалистичнее оценить новую сферу.
Поиски себя — это здорово, но привычка бросать обучение на полпути мешает достигать целей. Если делать так постоянно, может выработаться паттерн сдаваться после первой же неудачи. Тогда есть риск полностью потерять интерес к учёбе — вместо того, чтобы признать трудности и попробовать справиться с ними.
Важно понимать, как на самом деле устроена интересующая вас сфера и каких усилий потребует обучение. Чтобы избежать разочарования и осознать свои истинные интересы, полезно провести профессиональные пробы.
Что делать
Шаг 1.
Определите, какая сфера вам интересна. Это может быть что угодно: от программирования до журналистики.
Шаг 2.
Поищите возможности для профессиональных проб в выбранной сфере. Это могут быть стажировки, волонтёрские проекты или фриланс-задания.
Выпишите варианты, которые кажутся самыми доступными: те, на которые вас гипотетически могут взять. Например, если хочется изучать высшую математику, присмотритесь к вакансиям репетитора для младших школьников. Смысл упражнения — в проверке интереса, а не заработке денег, поэтому не обращайте внимания на уровень вознаграждения.
Шаг 3.
Из доступных вариантов выберите самые привлекательные — несколько или один. Составьте резюме или объявление, чтобы откликнуться на них. Если хотите, можете даже отправить их, чтобы посмотреть на эффект. Помните, что упражнение — это эксперимент. А чем глубже погружение в эксперимент, тем интереснее инсайты.
Шаг 4.
А теперь попробуйте действовать в обратном направлении. Оглядите свою жизнь и подумайте, можете ли встроить в неё новое увлечение. Попробуйте добавить информацию о нём в реальное резюме и оцените, как она дополняет ваш текущий опыт.
Даже если вы работаете программистом, а увлекаетесь вышивкой крестиком, попробуйте проделать это упражнение. Подумайте, как именно вышивка может помочь вам в программировании. Допустим, учит лучше переключаться между рабочими задачами и сосредотачиваться, почему бы и нет?
Теперь, чтобы отрефлексировать опыт, ответьте на вопросы:
— Что мне понравилось в процессе эксперимента? Что не понравилось?
— Какие навыки и знания из тех, что у меня есть, оказались полезными? Чего не хватило?
— Могу ли я представить, что работаю в этой сфере на постоянной основе?
— Есть ли в моей жизни пространство для нового увлечения? Будет ли время на практику?
— О чём говорит мой интерес к новой теме? Стоит ли за ним реальная потребность в знаниях? Или, скорее, неудовлетворённость чем-то в текущей жизни?
Ответы на эти вопросы помогут понять, стоит ли начинать обучение в новой сфере.