30–40 минут
Для кого
Для тех, кто слишком нервничает из-за учёбы и переживает за результат, но не всегда его получает (отчасти как раз из-за чрезмерного напряжения).
Чем полезно
Поможет понять оптимальный уровень мотивации и научиться удерживать его.
В это сложно поверить, но высокая мотивация не равно отличный результат. Когда человек слишком сильно волнуется из-за учёбы, это может привести к выгоранию, стрессу и снижению общей продуктивности. Американские психологи Йеркс и Додсон обнаружили эту особенность ещё в 1908 году, правда, у мышей, а не у людей.
Заставляя мышей проходить лабиринт, учёные поняли, что животным нужна мотивация. Но, если мотивация была слишком сильной, у мышей рос уровень активности и напряжения. Это приводило к сбоям, и мыши реже доходили до конца лабиринта.
Так Йоркс и Додсон выяснили, что существует оптимальный уровень мотивации. Лучшие результаты получаются, когда мотивация держится на этом уровне. При этом у каждого человека в каждой отдельной ситуации оптимум свой. Попробуем понять, какой нужен вам.
Что делать
Шаг 1.
Возьмите лист бумаги и ручку или откройте текстовый файл. Нарисуйте горизонтальную шкалу с делениями от 1 до 10. Это ваша шкала мотивации.
Придумайте для каждого деления название, которое будет отражать разные уровни мотивации. Когда будете прописывать деления, давайте побольше подробностей. Если сложно — можете подсматривать в нашу шпаргалку, но обязательно добавляйте свои детали.
Шпаргалка
1. Ничего не делаю, мотивации нет.
2. Делаю необходимый минимум, чтобы не отставать.
3. Делаю задания, но без особого энтузиазма.
4. Учусь, но часто отвлекаюсь и делаю перерывы.
5. Учусь стабильно и без особого напряжения.
6. Учусь с умеренным усилием, иногда перенапрягаюсь.
7. Много учусь, но регулярно делаю перерывы, чтобы отдохнуть.
8. Очень много учусь, иногда жертвую сном и отдыхом.
9. Учусь почти без перерывов, часто жертвую личными делами.
10. Полностью погружаюсь в учёбу, не сплю ночами ради результата.
Шаг 2.
Определите, на каком уровне мотивации вы находитесь сейчас. Отметьте это на своей шкале.
Шаг 3.
Определите, какой задачей вы сейчас занимаетесь по учёбе. Она простая, средняя или сложная? Точных критериев нет — важно, как вы сами её воспринимаете.
Шаг 4.
Исходя из того, как вы оценили задачу, соотнесите её с оптимумом мотивации, который нужен для её выполнения. Для простой задачи это 2–3, для средней — около 5, для сложной — 7–8 и даже выше.
Шаг 5.
Сравните текущий уровень мотивации с оптимальным. Если вы находитесь выше или ниже оптимума, подумайте, что можно сделать, чтобы достичь нужного уровня.
Как интерпретировать результат
Не спешите отмахиваться от упражнения, если предложение снизить мотивацию на 2–3 пункта вызывает стресс.
Помните, что управлять можно не только мотивацией, но и сложностью задач. Если не получается расслабиться до нужного уровня, поищите способы упростить себе задачу до средней или простой — это поможет вернуться к оптимуму. Регулярная сверка с оптимумом позволит сохранять баланс и не перегорать на пути к цели.