Окно Джохари

Для тех, кто хочет:

— Лучше увидеть свои слепые зоны и потенциал

— Самосовершенствоваться через позитивные изменения в обучении и развитии

— Найти неочевидные способы оптимизировать учебный процесс

— Получить новые знания о себе, которые помогут в рефлексии и самоанализе

Чем полезно

Есть много статей и книг, которые учат правильно давать обратную связь. Но уметь получать и запрашивать обратную связь тоже очень важно. Этому мы и предлагаем поучиться.

Мы будем использовать технику «Окно Джохари». Она помогает лучше понять, как качества человека связаны с его внешними проявлениями и как эти проявления воспринимают окружающие. Согласно технике, восприятие человека другими людьми и его представление о себе можно условно разделить на четыре зоны:

Открытая — известна самому человеку и другим.

Слепая — известна другим людям, но не самому человеку.

Спрятанная — известная самому человеку, но не другим.

Неизвестная — о ней не знает ни сам человек, ни другие люди.

Что делать

Шаг 1. Запрос

Попробуем сформулировать запрос для обратной связи. Для этого ответьте на вопросы, соответствующие каждой из четырёх зон.

Открытая зона

— Совпадают ли ваши представления о себе с тем, что думают о вас другие люди? Как вы можете это понять?

Слепая зона

— В каких ситуациях вам не хватает обратной связи, чтобы понять себя и посмотреть на себя со стороны? У кого вы можете запросить обратную связь?

Спрятанная зона

— Что другие люди не знают о вас, а вам хочется, чтобы они знали? Какие ваши черты или навыки могут оказаться полезны? Где есть возможности для их проявления? Что из этого вам интересно? В каких ситуациях и с какими людьми вы можете это сделать?

Неизвестная зона

— Какие ситуации помогут вам получить совершенно новый опыт? Что нового вы хотели бы попробовать? Какой новый опыт был бы полезен вам, по мнению других людей? Как можно получить этот опыт?

Шаг 2. Настройка

Напомните себе, что обратная связь — это не страшно. Запрашивать фидбэк важно и нужно, главное — уметь его фильтровать, забирая только то, что приносит пользу.

При этом в процессе получения обратной связи важно не вмешиваться в то, что говорит человек. Если чувствуете, что фидбэк бесполезен, можно остановить собеседника. Но, если хочется поспорить или что-то доказать, лучше промолчать и дослушать до конца. А затем отрефлексировать услышанное и решить, что с этим делать.

Запрашивая у кого-то мнение о вас, принимайте его некритично. Люди имеют право думать о нас что угодно, а ещё — менять мнение.

Шаг 3. Диалог

Договоритесь о беседе с человеком, у которого хотите получить обратную связь. Расскажите, для чего вам это нужно и по каким именно сферам вы ждёте фидбэка. Обговорите формат и время. Предупредите, что для вас важно получить максимум деталей, примеров и контекста.

Во время разговора дайте человеку высказаться, но не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, запрашивать примеры и спрашивать, почему у него сложилось именно такое мнение о вас. Фиксируйте информацию: на следующем шаге её нужно будет проанализировать.

Помните о главном правиле получения обратной связи: тот, кто её даёт, может оценивать только ваше поведение и поступки, но не вас как человека. Если собеседник переходит на личности, отказывается приводить примеры и ведёт себя агрессивно, лучше закончить разговор и побеседовать с кем-то ещё.

Шаг 4. Анализ

Посмотрите на полученную информацию без оценки и самобичевания. Ответьте на вопросы:

— Что из этого я могу взять в работу?

— Что из этого улучшит мой прогресс?

— Что из этого соответствует моим целям?

— Что нового я могу узнать о себе благодаря этой обратной связи?

Используйте эти данные, чтобы порефлексировать. В этом поможет [ссылка на упражнение «Рефлексия»].