40–60 минут
Для тех, кто:
— Много знает и умеет, но хочет учиться новому
— Хочет научиться встраивать новые знания и навыки в уже существующую систему
— Хочет более открыто подходить к обучению
Чем полезно
Упражнение поможет:
— Научиться сомневаться и не бояться заблуждаться
— Полюбить процесс поиска в обучении
— Снизить сопротивление, часто возникающее при изучении нового
— Глубже заглянуть в сложные темы
— Простимулировать процесс обучения
Звучит немного парадоксально, но в обучении не очень полезно быть уверенным в чём-то на 100%. Во-первых, мы живём в мире, который не до конца изучен. Прямо сейчас кто-то совершает научное открытие, которое может изменить картину мира многих людей.
Во-вторых, когда мы в чём-то очень уверены, наше любопытство улетучивается. Метод Сократа учит ставить под сомнение любую новую идею — даже ту, которую мы взяли из очень авторитетного источника. Такой метод открывает дорогу к обучению и настоящему развитию.
Дело в том, что наш мозг всегда стремится к непротиворечивой картине. Он так не любит неясности и неоднозначности, что торопится согласиться с тем, что кажется логичным. Если не приучать себя сомневаться и искать противоречия, будет сложно учиться и расширять картину мира. Метод Сократа поможет открыть ум и научиться искать ответы.
Что делать
Шаг 1.
Выберите тему, которую вы изучаете и в которой считаете себя экспертом. Теперь представьте, что напротив вас сидит Сократ. Представьте, что он говорит вам следующее: «Как известно, я знаю только то, что ничего не знаю. Расскажи мне о своей идее во всех деталях, а я буду задавать вопросы. Некоторые из них покажутся глупыми. Но давай посмотрим, куда нас приведёт такой диалог».
Шаг 2.
Сформулируйте в рамках темы какую-нибудь свою идею. Например: «Я считаю, что… потому что…» Законченную гипотезу максимально подробно изложите воображаемому Сократу.
Шаг 3.
Когда будете рассказывать Сократу гипотезу, представьте, что Сократ — это вы. Выслушайте себя с позиции человека, который вообще ничего не знает об этой теме. Задайте себе сократические вопросы:
— Вопрос для исследования, уточнения и прояснения. Например: «Приведи пример…»
— Вопрос о предпосылках и причинах. Например: «Почему ты так думаешь?»
— Вопрос — проверка проблемных убеждений. Например: «Всегда ли то, что ты говоришь, верно? Есть ли исключения?»
— Вопрос о последствиях. Например: «Насколько полезно придерживаться такой идеи? К каким последствиям это может привести?»
— Вопрос для альтернативного объяснения. Например: «Как можно объяснить ситуацию иначе?»
Шаг 4.
Отмечайте вопросы, на которые у вас нет ответов, а также те, которые заставили вас всерьёз задуматься. Чтобы запустить любопытство, нужно осознать, чего вы ещё не знаете, — это очень полезная метакогнитивная способность. Быть любознательным — значит, хотеть знать, а для этого нужно обнаружить в знаниях пробелы.
К упражнению можно привлечь друга или наставника — тогда получится настоящий сократический диалог. Но устроить разговор с самим собой тоже будет полезно: вы получите ценный навык самостоятельно открывать ум для новых знаний.
Больше инструментов для эффективной учёбы — в нашей базе знаний.