Карта пути студента

60–90 минут

Для кого

Для тех, кто хочет посмотреть на учёбу как на систему и понять, каких навыков не хватает.

Чем полезно

Поможет выявить закономерности, которые влияют на успех, и понять, что можно улучшить.

Карта пути студента (Student Journey Map) — инструмент, с помощью которого методисты и педагоги проектируют образовательные программы. Он помогает учесть весь путь студента внутри обучающего продукта. Как правило, карта пути студента включает все этапы: от принятия решения об обучении до отработки навыков. Карта помогает находить в курсе слабые места и делать его лучше.

Мы же попробуем взглянуть на процесс вашими глазами. Приглашаем вас побыть самому себе методистом и выяснить, что нужно сделать, чтобы учёба пошла лучше.

Что делать

Шаг 1.

Подумайте, что вам хотелось бы изменить в учёбе. Например, лучше сдавать экзамены, меньше уставать или доводить дела до конца. Это будет ваша поисковая цель. От цели зависит, как мы будем собирать карту и что будем там искать. Постарайтесь выбрать конкретную формулировку — например, вместо «Начать учиться лучше» точнее будет написать «Сдавать экзамены в срок и на высокие баллы».

Шаг 2.

Выпишите ключевые данные о себе. Например, вашу загрузку, личностные особенности, дела в графике, которые надо учитывать, предрасположенность к предмету или, наоборот, сложности с ним. Зафиксируйте, чего вы хотите от курса или предмета, который изучаете, какие курсы вам нравятся в целом. Для упражнения важно иметь эту информацию перед глазами.

Шаг 3.

Возьмите лист бумаги или откройте программу, где можно нарисовать схему процесса. Изобразите процесс вашей учёбы на конкретном курсе или просто типичную для вас схему обучения. Максимально всё детализируйте. Можно нарисовать свои блоки, а можно использовать такие:

— Принятие решения о прохождении курса

— Подготовка к курсу

— Адаптация на курсе

— Получение информации (собственно сама учёба)

— Отработка навыков

— Оценка результатов

— Завершение курса

Ещё можно сделать блоки с опорой на разные периоды обучения. Примерно такие:

— Первая неделя на курсе

— Вторая неделя на курсе

— Третья неделя на курсе

Заполните каждый блок максимально подробно. Опишите, что вы делали на каждом этапе, что думали и чувствовали, с какими сложностями сталкивались.

Шаг 4.

Проанализируйте и зафиксируйте на карте зоны, которыми вы не вполне довольны. Например, те, где вы видите срывы, вам сложно справляться, не хватает дополнительной поддержки или не подходит уровень заданий. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию.

Как интерпретировать результат

Упражнение — это гипотеза. Чтобы её проверить, нужно попробовать выполнить шаги, которые вы придумали. Так вы поймёте, верна ли гипотеза.

Начните с маленьких шагов, а когда заметите улучшения, переходите к следующим, и результат не заставит себя ждать.