20–30 минут каждый день
Для кого
Для тех, кому скучно учиться и сложно заинтересоваться чем-то новым.
Чем полезно
Поможет перезагрузиться и ощутить любопытство.
Потребность в познании и освоении новой информации входит в нашу врождённую биологическую программу. Мы рождаемся любопытными: часть нашего мозга, ответственная за механизмы вознаграждения, активизируется, когда мы находим что-то новое и интересное.
Проблема в том, что этот базовый механизм может «поломаться» из-за переизбытка информации. Если чувствуете, что с вами произошло именно это, предлагаем перезагрузить систему любопытства.
Что делать
Шаг 1.
Устройте информационный детокс. Прежде чем приступать к упражнению, проведите минимум полдня без гаджетов. Если у вас сейчас период высокой нагрузки, например сессия, лучше отложить практику на другие дни.
Шаг 2.
Приготовьтесь делать короткие записи в тетради, заметках в телефоне или на бумажных стикерах. Поставьте на телефоне напоминания о практике: 3–4 напоминания каждый день на протяжении 2–3 дней.
Шаг 3.
Каждый раз, когда видите на экране напоминание, фиксируйте эпизоды спонтанного любопытства, которые касаются учёбы или чего угодно ещё.
Что сегодня вызывало удивление? Что заинтересовало? Что хотелось погуглить? Какой вопрос заставил задуматься? Какую книгу тянуло взять с полки в магазине? Записывайте ответы на эти вопросы. Делать это можно в любое время, даже без напоминаний — они нужны, чтобы точно не забыть о практике.
Шаг 4.
Старайтесь не форсировать события и выполнять упражнение честно. Фокусируйтесь на том, что вам действительно интересно. Если оказалось, что написать нечего, или вы заметили интерес к сферам, которые кажутся несерьёзными или странными, — ничего страшного. Дайте себе время и продолжайте наблюдать.
Как оценить результат
Расположите собранный материал так, чтобы с ним было удобно работать. Подойдут стикеры, доска вроде Miro или записи на небольших листах бумаги (одна тема — один лист). Разложите карточки и соберите их в кластеры. Что между этими кластерами общего, объединяют ли их какие-то темы? Какие темы оказались для вас новыми? Связаны ли темы с предметами, которые вы изучаете? Нашли ли вы тему, которую пока не изучали, но хотели бы?
Может быть, любопытство укажет на какую-то незакрытую потребность. Например, если интерес вызывали отдых, досуг и путешествия, вероятно, вы просто устали, и это нормально!
После того как обратите внимание на незакрытые потребности, постарайтесь посмотреть на упражнение шире. Тогда, возможно, у вас получится увлечься чем-то совершенно новым.