Как кейсовое мышление помогает выгодно показать свой опыт на собеседовании
Как собрать успешный кейс
Чтобы подготовить понятную, легко воспринимаемую историю, удобно использовать фреймворк STAR:
— Situation — минимальное описание ситуации для интервьюера.
— Task — что от вас требовалось.
— Action — что вы сделали, чтобы достичь цели, какие шаги предприняли.
— Result — каких результатов добились.
Например, собеседующий спрашивает: «Расскажи о случае, когда ты был не согласен с руководителем, и о том, что ты делал в этой ситуации».
Ответить можно так.
Situation. Я вышел на новую работу и узнал, что команда давно занималась редизайном одного из разделов приложения. Члены команды подготовили макеты и хотели переходить к разработке. Мой руководитель поддерживал этот проект.
Task. Я узнал, что в раздел только изредка заходила небольшая часть пользователей. Даже если бы мы улучшили их опыт внутри раздела, на общем фоне рост метрик продукта был бы незначительным. Оставалось, будучи новым менеджером, убедить в этом остальных.
Action. Чтобы переубедить команду, я показал им метрики — и потом предложил своё решение. На общем звонке я открыл аналитический дашборд с метриками, которые показывали непопулярность раздела. Это была доля пользователей, которые хотя бы раз заходили в этот раздел, и среднее количество раз, которое пользователи посещали его за время пользования продуктом.
Result. Все члены команды, включая руководителя, поддержали предложение поставить проект на паузу и вернуться к нему, если популярность раздела вырастет.
Иногда первые два этапа объединяют по смыслу в один — получается SAR вместо STAR. Так проще запомнить: Situation → Action → Result.
Старайтесь рассказать историю кратко, одно-два предложения на каждый пункт. Если добавить слишком много деталей, интервьюер может потерять суть рассказа.
Важно, что кейс — это не «было — стало», а «вызов — решение». Если сказать, что процесс был плохим до того, как ты его улучшил, это покажет, что ты противопоставляешь себя другим, в частности — автору предыдущего процесса. Совсем другое — если ты улучшил процесс, чтобы снять нагрузку с ключевого члена команды, и освободил его время для важного проекта. Тогда ты эффективный менеджер.
Артём Коняев, менеджер продукта
Когда используют кейсы
Рассказ о себе. Такое случается на собеседованиях, конференциях или нетворкинг-встречах, где за 2–3 минуты просят дать представление о тебе и твоих скиллах. Тогда здорово рассказать о прошлых местах работы и ситуациях, которые доводилось решать, — кейсах.
Что должен содержать кейс об опыте работы:
— Компанию и должность.
— Ваши обязанности и задачи, которые выполняли.
— Результат работы и достижения.
Ключ к успеху — отрепетировать рассказ заранее и убрать из него лишние подробности. Каждый раз, упоминая какой-то факт, спрашивайте себя: «Какой вывод интервьюер должен из этого сделать?» Он слышит рассказ о вашей карьере впервые, и его возможность запоминать интересные факты ограниченна.
Упоминайте только крупные достижения и проекты. Небольшие успехи сделают рассказ длиннее, но не интереснее. Они снизят среднюю значимость ваших достижений в глазах интервьюера.
Когда у меня в резюме было мало достижений с метриками, я заменял их кейсами.
Например, писал, как организовал работу команды из фрилансеров вместо найма веб-студии и уложился в ограниченный бюджет. Этот пункт резюме в одном оффере отметили отдельным комплиментом.
Если бы я написал, что запустил сайт или курировал работу с подрядчиками, это не показало бы мои способности находить решения в сложных ситуациях. Мой профиль кандидата остался бы серым в глазах нанимающего менеджера.
Артём Коняев, менеджер продукта
Поведенческое интервью. Кроме технических навыков и софт-скиллов на собеседованиях проверяют, как вы общаетесь, проявляете ли вы инициативу, как подходите к нестандартным задачам и разрешаете конфликты. Для этого задают поведенческие вопросы, дают ситуации и предлагают найти выход. Здесь важно рассказать, какие действия помогут в этой ситуации и какие выводы вы сделали.
Примеры таких вопросов:
— Расскажите о случае, когда вы не были согласны с руководителем.
— Расскажите про фейл, который случился с вами на работе.
— Расскажите о случае, когда вы проявили инициативу.
По английскому названию behavioural questions можно найти сотни вопросов. Невозможно заранее подготовить ответы на все, но это и не нужно: 3–4 разные хорошо составленные истории позволят ответить почти на любой вопрос. Например, случай, когда вы не согласились с руководителем, отлично подойдёт и для общего вопроса о том, как вы не согласились с одним из членов команды.
Вопросы про опыт. Такие вопросы — ваши лучшие друзья. Через них нанимающий менеджер показывает, что ему интересно, и помогает кандидату продать свой опыт.
Иногда стоит не прямо ответить на вопрос, а предложить другую историю, которая лучше раскроет ваш опыт. Например, если меня спросят про команду на моей нынешней работе — а она небольшая, — я лучше расскажу про более многочисленную команду с предыдущей работы.
Перед ответом на вопрос, который вам раньше не задавали на собеседованиях, полезно сделать паузу. Спросите себя: что интервьюер хочет понять о вас, задавая этот вопрос?
Какой опыт подойдёт в качестве кейса
Не всегда собеседующий вас человек может в процессе интервью узнать все релевантные детали вашего опыта. О некоторых придётся рассказывать самостоятельно. Для этого сначала выясните, что интересно интервьюеру. Спросите главное: «Какие у вашего проекта/компании актуальные вызовы и сложности? Какие из них вы предполагаете решить с помощью нового сотрудника?»
Подобный вопрос сыграет вам на руку и подкупит интервьюера вашей инициативой и желанием помочь. Ещё это подскажет, какие детали из опыта лучше упомянуть в своих кейсах.
Иногда на интервью с нанимающим менеджером я прошу его рассказать, кого и для каких задач он ищет. Это полезно, если текст вакансии был общим. Так вы узнаете о текущих вызовах, сможете вспомнить релевантные кейсы и на примерах рассказать, как принесёте пользу.
Артём Коняев, менеджер продукта