Что такое ротация в компании
Что такое ротация
Ротация — переход из одного проекта или подразделения в другое внутри компании.
Ротация помогает:
— Попробовать свои силы в новом направлении работы.
— Сменить команду, если в коллективе некомфортно.
— Развиваться как специалист, когда есть ощущение, что перерос свою должность.
Я знаю довольно много людей в Яндексе, которые ротировались. Кто-то использует механизм ротации, чтобы вертикально расти внутри компании. Например, у меня есть знакомая, которая работала в техподдержке на второй линии, потом ротировалась на третью линию, а сейчас работает техническим менеджером.
Кто-то это делает, чтобы просто попробовать новое. Например, как я в своё время. Три года я работал в штате Яндекс Лицея. Был преподавателем, методистом, техническим менеджером, занимался внутренней автоматизацией процессов. У меня была отличная команда, но спустя время я понял, что хочу попробовать себя в другом направлении. Так я попал в Privacy Office в качестве технического менеджера и стал отвечать за безопасность пользовательских данных.
Артём Рудаковский, технический менеджер в Яндексе
Для меня плюс ротации в том, что можно оставаться в компании, культура и внутренние процессы которой тебе нравятся, и при этом менять направления и условия работы.
И ещё: ротируясь, вы приносите свою экспертизу из одного отдела в другой и сами можете брать что-то из экспертизы другого отдела. Например, я знаю, что люди переходили из Яндекс Поиска в Яндекс Такси и наоборот — что-то улучшали и там, и там. Эти отделы технологически сильно развиты и при этом заметно отличаются.
Илья Шишков, разработчик-тимлид в Яндекс Еде
У меня самого было три формальных ротации. Первая случилась в 2017 году. Я работал разработчиком в Безопасном поиске и параллельно руководил созданием онлайн-курсов по C++. Это было хобби-проектом. В определённый момент я понял: чтобы я мог доделать курсы, нужно заниматься ими полный день. Так я попал из разработки в образование, под меня там буквально завели место.
За полтора года мы всё доделали. Я поставил галочку в личном профиле сотрудника, что нахожусь в поисках. Меня взяли в мобильный Яндекс Браузер, но я там не прижился.
Так случилась следующая ротация. Знакомый свёл меня с техническим руководителем Яндекс Еды, которому нужен был разработчик со знанием C++. И вот с 2020 года я работаю в Еде разработчиком, уже два месяца пробую себя в роли тимлида.
Илья Шишков, разработчик-тимлид в Яндекс Еде
Даже если не получилось ротироваться с первого раза, можно пробовать ещё. Неудачный опыт ротации — не показатель, что не получится в следующий раз.
Я ротировался не с первого раза, было несколько попыток. Где-то я налажал в секциях, где-то сам отказался, потому что познакомился с людьми и понял, что это не моя команда. Разные ситуации были, но у меня не возникало стремления убежать во что бы то ни стало. Как я уже говорил, в Академии у меня была классная команда, с которой я до сих пор общаюсь. Даже сейчас я им периодически помогаю. Например, совсем недавно участвовал в создании хэндбука по Python.
Я просто подписался на рассылку новых вакансий на внутреннем сервисе. В какой-то момент появилась вакансия в Privacy Office. Она мне понравилась, я подался на ротацию, и меня приняли.
Артём Рудаковский, технический менеджер в Яндекс
Зачем вообще нужна ротация
Работа в IT — это сложно. Недостаточно просто хорошо уметь писать код, создавать дизайн или текст, уметь руководить людьми. Нужно еще и попасть в нужное место, найти проект мечты и команду, в которой хочется стать своей или своим.
Это получается не всегда даже у опытных профессионалов. И в этом нет ничьей вины. Главное — быстро найти место, где можно нанести много пользы и чувствовать себя классно. Давайте начистоту: найти «своего человека» — это дорого. Компаниям часто выгоднее для уже найденного сотрудника поискать новое место внутри, чем искать нового человека.
Совет. Уточняйте при трудоустройстве, предлагает ли ваша компания ротацию. Если да — считайте, что у вас есть запасной парашют (или набор парашютов).
Как происходит ротация
Ротация — это «найм внутри найма». Часто в компаниях она решается через внутренний портал с вакансиями. А в небольших IT-компаниях и стартапах ротация обычно решается через личные связи и общение.
Несмотря на то, что специалисту не нужно отправлять резюме или сопроводительное, как новым кандидатам, придётся пройти собеседования — секции. Какими будут секции зависит от того, на какую должность вы претендуете.
Когда ротируешься внутри компании, проходишь собеседования. У меня их было довольно много, но все они похожи друг на друга: знакомство с руководителем, потом техническое собеседование, где пишешь код.
Илья Шишков, разработчик-тимлид в Яндекс Еде
У меня было три секции: секция-знакомство, техническая и менеджерская. После этого моему руководителю сказали, что я принят в другую команду. Мы договорились, какой срок мне нужен, чтобы закончить все мои дела. Ещё несколько недель я работал на прежнем месте, а затем перешёл в новое подразделение.
Артём Рудаковский, технический менеджер в Яндексе