Четыре пути к тому, чтобы стать идеальным менеджером 

Ученик, первопроходец, новый босс и преемник. Дорожная карта начинающего руководителя.

Джули Чжо начинала дизайнером, а теперь занимает должность вице-президента по продуктовому дизайну в Facebook и руководит целой командой. Она рассказывает о разных способах стать руководителем и о том, как выжать максимум из первых трех месяцев.

Каким бы образом вы ни оказались на новой должности, поздравляю, ведь кто-то — а скорее всего, и не один — поверил в вас и увидел, что у вас есть потенциал, чтобы возглавить команду. Первые три месяца на новом месте проходят по-разному, как именно — зависит от того, как именно вы пришли к должности менеджера. Вероятно, ваш путь пролегал по одному из четырех маршрутов.

Ученик

Команда, в которой вы работали, увеличилась, и вас попросили помочь с координацией. Это был мой случай в Facebook: количество дизайнеров выросло вдвое, и руководитель понял, что ему нужна помощь. Внезапно друзья стали подчиненными.

Преимущества:

Именно так проще всего стать менеджером. Ваш руководитель знает команду и знает сотрудников. В отличие от других сценариев, в этом случае у вас будут подробные указания.

Вы интуитивно знаете, что работает, а что нет. Полезно составить списки всего, что круто, и всего, что можно улучшить. Вы поймете, что стоит поменять, а что оставить как есть.

Сложности:

Коллеги привыкают к вашей новой роли. Вы были рядовым сотрудником. Теперь вы босс, это значит, что отношения изменятся.

Вам придется взять на себя роль тренера. Нужно понять, какие карьерные цели ставят перед собой коллеги, в чем они сильны, чем интересуются, с чем нужна помощь и как они проявляют себя на работе. Вам придется задавать неловкие вопросы вроде «Над чем вы хотите работать через год?» или «Что вы считаете своими сильными сторонами?». Постарайтесь понять, что волнует ваших новых подчиненных. Говорите с ними и о хороших, и о проблемных моментах.

Непростые разговоры. Если что-то мешает работе, решайте вопросы быстро и напрямую. Расскажите о проблеме или примите непростое решение. От вас зависят результаты, и чем быстрее вы это поймете, тем легче устраните препятствия.

К вам относятся по-другому или перестают делиться информацией. После того, как я стала менеджером, меня удивили коллеги, которые раньше говорили обо всем очень открыто, а теперь стали делиться со мной гораздо меньше. Они не рассказывали о сложностях в работе, своем раздражении или разногласиях внутри коллектива. Если я слышала, как кто-то жалуется, разговоры останавливались, а сотрудники опускали глаза. Видеть нюансы работы отдела стало тяжелее.

Потом я поняла, что это нормально

Подчиненные боялись выставить себя в дурном свете или не хотели беспокоить меня по мелочам.

Баланс между обязанностями обычного сотрудника и руководителя. Когда я стала менеджером, я все равно не могла перестать заниматься дизайном, боялась, что потеряю навык и мне будет тяжелее управлять коллективом. Я ошиблась, выполняя старую работу, и так ошибаются почти все новички. Не доводите до крайности. Когда ваша команда разрастается до пяти человек, сокращайте ваши обычные обязанности, чтобы иметь возможность руководить в полную силу.

Обсудите с вашим руководителем:

1. Как команда узнает о вашем переходе на новую должность?

2. Что нужно знать о людях, с которыми вы будете работать?

3. Как вы поймете, что справляетесь?

4. Как распределяются обязанности?

Первопроходец

Вы в центре новой рабочей группы и теперь ответственны за ее развитие.

Преимущества:

Вы знаете, что нужно. Вы первый, уникальный, главный, вы лучше всех видите суть предстоящей работы. Пришло время перейти на следующий уровень.

Вы создаете команду мечты. Первопроходец волен выбирать нужных людей и устанавливать принципы работы с ними.

Сложности:

Скорее всего, вас некому поддержать. Вы можете быть единственным менеджером в своей организации. За поддержкой можно обратиться к менеджерам с похожими обязанностями как в вашей организации, так и вне ее.

Спросите себя:

1. Какие качества важны в ваших сотрудниках?

2. Как ваши навыки дополнят навыки команды?

3. Что команда будет делать через год?

4. Как будут развиваться ваши обязанности и роль?

Новый босс

Вы приходите в уже сложившуюся команду в старой или в новой организации.

Преимущества:

От вас поначалу не ждут слишком многого. Есть время, обычно около трех месяцев, когда новые коллеги знакомятся с вами и с вашей работой. Воспользуйтесь положением, узнайте как можно больше.

Вы начинаете с чистого листа. У вас репутация нерешительного или упрямого сотрудника? На новой работе выстраивайте новые отношения и меняйте имидж. Этот принцип работает и в другую сторону. Некоторые из подчиненных захотят выстроить такие отношения с руководителем, в которых им будет комфортнее.

Общаясь с людьми, оставайтесь открытым и любознательным

Моя подруга стала боссом и услышала от коллеги, что один из ее сотрудников работает так себе. Она поблагодарила за информацию, но решила составить собственное мнение. В следующие шесть месяцев они нашли общий язык. Прошел год, и теперь этот сотрудник руководит командой.

Сложности:

Вам предстоит приспособиться к новой среде. Человек, который тратит чужое время или пытается убедить окружающих в авторитетности своего мнения, но не приводит доказательств, всегда раздражает. В первые несколько месяцев ваша основная задача — слушать, задавать вопросы и учиться.

Обсудите с коллегами:

1. Что они думают о проекте X или о встрече Y? Почему?

2. На днях произошло событие Z. Это нормально или нет?

3. Что их беспокоит? Почему?

Преемник

Предыдущий менеджер ушел, вы встали на его место. Этот сценарий похож на сценарий ученика, но есть нюанс: поскольку менеджер ушел, здесь от вас зависит не часть команды, а вся команда целиком. Держать заданную планку непросто.

Сложности:

Работать с бывшими коллегами на новых основаниях. Смотрите сценарий ученика.

Давит ответственность. Вы переживаете, что не справляетесь. «Мой бывший начальник ограждал нас от потока заданий из других отделов, я понятия не имела, что там происходит, — говорит коллега, заняв место руководителя. — Осаждают со всех сторон каждый день, и теперь я понимаю, как тяжело выстраивались рабочие процессы».

Полезно заранее предупредить коллег о сложностях переходного периода, во время которого вы входите в курс дел

Не обязательно работать ровно так, как это делал прошлый менеджер. Вы можете выстраивать новые рабочие процессы. Команда по инерции работает по привычным схемам, но вам не обязательно сохранять их в полном объеме.

Первые три месяца — это переходный период. Изо дня в день вы будете чувствовать себя все увереннее: приспособитесь к новым процессам, выстроите новые отношения и поймете, как оптимально координировать команду.

Дискомфорт проходит со временем, но не всегда так быстро, как хочется

Через несколько  месяцев или даже лет вы можете все еще чувствовать себя новичком. Новые менеджеры часто спрашивают меня: «Когда же я почувствую себя уверенно?». Я отвечаю честно: «Мне потребовалось около трех лет».

Краткий пересказ от YandexGPT