Кейсы применения ИИ в образовании

Мы изучили примеры использования искусственного интеллекта в ведущих университетах России и мира, проанализировали и собрали их в нашем каталоге.

В каталоге вы найдете кейсы по разным темам: этика ИИ, рекомендации для студентов и преподавателей, работа библиотек и многое другое.

Эти примеры помогут вам лучше понять, как ИИ внедряется в образовательный процесс и какие задачи он решает.

Страна
Тема
Университет

Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»

Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»

Эксперимент — подготовка ВКР с помощью GPT‑технологий

Распространение

Весной 2024 года Высшая школа экономики и Яндекс провели эксперимент — можно ли качественно использовать GPT- технологии для подготовки, оформления и структурирования выпускной квалификационной работы?

Для эксперимента отобрали группу из 15 человек не технических специальностей (философия, медиажурналистика, востоковедение и др). Они получили доступ к языковой модели YandexGPT для решения рутинных задач: сбора и анализа данных, а также обобщения и оформления материала.

Перед началом эксперимента студентам показали лучшие практики работы с GPT, плюс в процессе работы у них была возможность получить индивидуальные консультации специалистов по работе с данными и языковыми моделями с ФКН ВШЭ и из Яндекса.

Как отмечают студенты, этот опыт позволил им освободить больше времени для творческих задач. Положительно оценивают эксперимент и в НИУ ВШЭ: в будущем учебном году там планируют масштабировать доступ к YaGPT.

Помимо этого, в Высшей школе экономики провели открытый конкурс применения ИИ-решений в студенческих выпускных работах. С одной стороны, он позволил студентам продемонстрировать навыки и знания в области ИИ-инструментов, а с другой — показал, что использование ИИ в научных исследованиях одобряется университетом.

Гайд по промтингу для внедрения ИИ в образовательный процесс

Грамотность

В рамках проекта было разработано практическое руководство по применению GPT-моделей в образовании для студентов и преподавателей вузов. В создании справочника участвовали ведущие эксперты в области искусственного интеллекта из ВШЭ и Яндекса.

Главная цель работы — помочь преподавателям и студентам улучшить образовательный процесс с помощью ИИ, переложив на него рутинные задачи: разработку сценариев образовательных программ, генерацию контента и ассистирование.

Проект по обучению работников образования работе с ИИ-инструментами

Грамотность

Проект «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» создан для того, чтобы бесплатно обучить преподавателей и сотрудников вузов работать с ИИ-инструментами.

Его цель — повысить качество обучения, обновить программы и внедрить новые технологии в исследования.

Проект стартовал в 2024 году. Он включает изучение принципов работы современных ИИ, освоение Python и знакомство с инструментами no-code для анализа данных.

Результат курса: преподаватели смогли эффективно интегрировать ИИ в учебный процесс и заинтересовать студентов с помощью инновационных методов обучения.

Помощь абитуриентам НИУ ВШЭ в выборе профессии с помощью YandexGPT

Ассистент

YandexGPT был интегрирован в чат-бот на официальном сайте и в Telegram-канале НИУ ВШЭ. Абитуриенты рассказывали боту о себе и своих интересах, а он рекомендовал им подходящие образовательные программы.

В дальнейшем ВШЭ планирует расширить использование API YandexGPT для получения дополнительных рекомендаций по курсам или стажировкам для студентов.

Внедрение YandexGPT в НИУ ВШЭ демонстрирует инновационный подход в области искусственного интеллекта для поддержки абитуриентов и оптимизации внутренних процессов университета.

Собственная политика НИУ ВШЭ по использованию ИИ в процессе обучения

Рекомендации

Вместо запретов и ограничений по использованию ИИ Университет ВШЭ сформулировал этическую и образовательную политику, которая включает рекомендации, когда и в каком количестве следует использовать его в самостоятельных работах, а также в каких случаях следует обязательно информировать преподавателя о сгенерированном тексте.

Этот кейс показывает, что правильная интеграция технологий позволит студентам развивать необходимые навыки для полноценного и плодотворного образовательного процесса.

Внедрение модуля «Научно-технологические тренды» на базе системы iFORA

Разработка

iFORA — инструмент для анализа больших данных. Он обновляет результаты в реальном времени, что позволяет получать актуальную информацию. В системе используются модели машинного обучения, которые позволяют строить тренды, прогнозы и проводить различные виды анализа.

Аналитики с помощью iFORA оценивают репутацию организации или технологии, делают прогнозы, выявляют центры компетенций и определяют рыночные тенденции. Для каждой задачи предусмотрены визуальные формы, которые упрощают восприятие данных.

Студенты и исследователи ВШЭ могут использовать iFORA для анализа данных в научных работах.