Искусственный интеллект и высшее образование:
возможности, практики и будущее
Способен ли ИИ заменить преподавателя? Как избежать злоупотребления нейросетями в обучении? Правда ли, что использование ИИ влияет на качество образования и глубину полученных знаний?
Мы изучили практики внедрения ML‑технологий в российских и зарубежных вузах и разработали советы для университетов, преподавателей и студентов — как использовать ИИ с пользой для каждой из сторон. Работа подготовлена при участии экспертов в области высшего образования, специалистов по машинному обучению, методистов и исследователей из Института образования НИУ ВШЭ и Яндекса.
Ниже — краткая версия доклада, а полную вы можете найти по ссылке.
Трансформация образовательной среды
- Технологии на базе ИИ применяются в различных образовательных сервисах и платформах: в чат-ботах, для перевода и обобщения текста, при поиске.
- Почти половина студентов уже используют ИИ в обучении и исследованиях.
ИИ в жизни студентов
Студенты каких специальностей используют ИИ в учёбе***
Для каких задач студенты используют ИИ****
ИИ-практики в университетах
Университетский колледж Лондона (UCL), Великобритания
Администрация вуза разрабатывает гайдлайны по использованию ИИ-инструментов в учёбе в диалоге со студентами и преподавателями.
При проектировании работ для студентов используются три категории использования ИИ:
- недопустимо;
- разрешено во вспомогательной роли;
- задание направлено на работу с ИИ.
Монтеррейский технологический институт, Мексика
Внедрение ИИ ведётся по пяти направлениям:
- улучшение процессов обучения;
- развитие экспертизы в области ИИ;
- продвижение исследований;
- обеспечение этического использования ИИ;
- оптимизация операционных процессов.
В вузе разработаны 50 экспериментальных курсов, связанных с ИИ, а кроме того, проект «AI-грамотность», чат-бот TecBot для работы с учебными материалами, виртуальный ассистент для студентов инженерных специальностей и первая в Латинской Америке генеративная модель TECgpt.
Гонконгский политехнический университет, КНР
Вуз запустил трехмесячную пробную версию инструментов GenAI для всех сотрудников и студентов через приложение.
Инструменты охватывают «умные» чат-боты, деловое или профессиональное письмо, резюмирование текста, перевод языка, генерацию кода и интеллектуальный поиск.
В целях безопасности данных сервис размещён в облаке и настроен так, чтобы отказаться от регистрации данных OpenAI и процессов проверки людьми, поток трафика между приложением и облаком зашифрован.
Вуз покрывает расходы, связанные с использованием приложения, предоставляя пользователям ежемесячную квоту для общения в чате.
НИУ Высшая школа экономики, Россия
Вуз обучает преподавателей и административно-управленческий персонал работе с ИИ, помогает внедрять YaGPT для защиты диплома.
Кроме того, проводится конкурс ИИ-решений в студенческих выпускных работах и запущен чат-бот для абитуриентов на сайте и в Telegram-канале YandexGPT.
Вместе с Яндексом разработан гайд по промтингу. Внутри вуза используется специальная политика в отношении использования генеративного ИИ, разработанная Школой философии и культурологии.
Университет ИТМО, Россия
ИТМО разработал модель ключевых компетенций в сфере ИИ, которая позволяет создавать образовательные программы и связывает понятия и дисциплины важные для изучения ИИ. Также у университета есть три платформы для обучения ИИ, предназначенные для отраслевых специалистов, которые не владеют навыками программирования.
Ещё одна активность — матрицу ИИ-компетенций, в которой учтены общие и специфические компетенции для разных специалистов: от основ работы с ИИ до практического применения Python для данных.
В ИТМО разработали сервис цифровых работников, который помогает сократить время на выполнение рутинных задач с помощью больших языковых моделей (LLM). Эта система помогает снизить нагрузку на преподавателей и облегчает их работу.
Нейросети в университетах: сомнения и возможности
Не будут ли студенты полностью полагаться на ИИ при подготовке учебных работ?
Для того чтобы этого не произошло, необходимо на уровне университета договориться о том, как именно можно использовать ИИ при подготовке домашних заданий, рефератов, курсовых и дипломных работ и как вуз будет следить за соблюдением этих договоренностей.
Способен ли ИИ заменить преподавателя?
Преподаватель продолжит взаимодействовать со студентами, но его роль несколько изменится: фокус работы сместится на проектирование программ, менторскую поддержку, организацию дискуссионной и проектной работы студентов.
При этом часть рутинных задач — подготовку саммари по учебным материалам, планов занятий, списка дополнительной литературы — он сможет перепоручить ИИ-компаньону.
Можно ли доверять качеству генерируемого образовательного контента?
Не весь генерируемый контент одинаково хорош, и нужно уметь относиться к нему критически.
Для того чтобы научиться этому, в образовательной программе необходим курс, который опишет главные особенности взаимодействия с ИИ.
При этом существуют модели использования ИИ, когда работа ведётся только с проверенным контентом. Он предварительно загружен в библиотеку, с которой и взаимодействует нейросеть.
Нужно ли получать профильное образование, чтобы применять ИИ в работе?
Нужно ли получать профильное образование, чтобы применять ИИ в работе?
Нет, будет достаточно курсов повышения квалификации.
Впрочем, использование ИИ становится новой базовой грамотностью: это и знание промт-инженерии, и культура общения, и использование результатов взаимодействия с GPT-инструментами.
Для того чтобы заложить основу этой грамотности, необходимо запускать в вузах курсы для преподавателей и интегрировать специальные модули в образовательные программы.
Возможно ли интегрировать ИИ без финансовых рисков
и не нарушая существующие процессы?
Один из безопасных способов интегрировать ИИ в вузе — использование облачных решений, например Yandex Cloud.
Они позволяют университету увеличивать вычислительные мощности, не закупая новую технику, гибко управлять и затратами, и кадровой поддержкой, а также разрабатывать свои собственные системы с ИИ и обучать нейронные сети.
При этом партнёр, предоставляющий облако, наравне с университетом несёт ответственность за управление конфиденциальными и персональными данными.
Сценарии использования ИИ в образовании
Учебный ассистент
- Даст ответы на вопросы по содержанию учебных
материалов в режиме чат-бота. - Задаст наводящие вопросы для поиска ошибки
в диагностических заданиях и аттестациях. - Предложит более понятную формулировку
сказанного в учебных материалах. - Сможет персонализировать учебные материалы с учётом темы, уровня подготовки, интересов, физиологических и других личных особенностей студента и переведёт их на разные языки.
Тьютор и трекер
- Подберёт образовательный контент с учётом
диагностики и результатов студента. - Сконструирует образовательный трек и будет
поддерживать его в дальнейшем. - Напомнит о сроках, будет вести мониторинг
выполнения задач, сдачи работ, информации о расписании. - Создаст расписание внеучебных занятий
и профессиональный трек в режиме консультанта.
Работа с образовательными программами и сценариями занятий
- Создаст или сформулирует ожидаемые образовательные результаты.
- Структурирует содержание учебного плана, включая планирование распределения часов.
- Подготовит аннотации и описания к программе, отдельным модулям, темам.
Создание учебного контента
- Сгенерирует учебные тексты, изображения,
видео для презентационных материалов. - Создаст тесты, кейсы, темы эссе для проведения аттестации или организации работы с тренажёрами.
Оценивание
- Поможет в первичной оценке письменных работ: для выделения ключевых тезисов, сформулированных студентом, анализа структуры и логики изложения.
- Проанализирует навыки студентов и составит их профили на основе собранных данных.
Проведение исследований
- Создаст тексты и формы для проведения опросов, сформулирует вопросы для интервью.
- Поможет систематизировать результаты исследований.
- Обобщит научные материалы и информацию из открытых источников, сопоставит их и проведёт кросс-анализ.
Оформление результатов исследований
- Подготовит аннотации и абстракты к статьям и выступлениям на конференциях.
- Подготовит и оформит научные отчёты.
- Подготовит и оформит заявки на получение грантов или участие в проектах.
Анализ исследовательских трендов (trend watching)
- Найдёт и проанализирует предварительные гипотезы (применительно к студенческой деятельности
в рамках учебных исследований). - Сможет отследить и обобщить выходящие
публикации и исследования.
Администрирование
- Сможет составлять, обновлять и оптимизировать расписание с учётом оптимального использования аудиторного фонда, нагрузки студентов и преподавателей.
- Проконсультирует студентов по организационным вопросам
или абитуриентов по вопросам поступления. - Создаст персонализированный маркетинговый контент
и проведёт анализ взаимодействия целевых аудиторий
с ним, определит тональность, проанализирует запросы.
Аналитические системы
- Проведёт анализ и спрогнозирует образовательные результаты,
запросы, дефицит студентов или слушателей на основе цифрового следа. - Проанализирует вовлечённость и эмоциональное
состояние слушателей или студентов. - Изучит деятельность преподавателей, руководителей образовательных
программ или исследователей, сгенерирует аналитические материалы и дашборды.
Управление документами
- Создаст проекты локальных нормативных документов:
приказы, распоряжения, методические рекомендации, регламенты. - Сможет сформировать документы по запросам:
справки, выписки и так далее. - Подберёт и обобщит данные, сгенерирует отчётные материалы,
включая протоколы встреч.
ИИ-грамотность
Для того чтобы использовать ИИ в образовании, важно знать,
как он работает, и уметь формулировать для него задачи.
Для этого команда Яндекс Образования подготовила гайд — он расскажет, что скрыто у GPT под капотом, как правильно формулировать запросы, как проверять результаты и многое другое.
Выводы
Технологии ИИ уже применяются в ведущих университетах по всему миру. В будущем они не заменят преподавателей и других специалистов, но станут их полезными помощниками.
Для того чтобы умело внедрить ИИ в работу вузов, нужно создать правила использования ИИ, повысить техническую грамотность и обновить методы обучения. Это возможно только при тесном сотрудничестве университетов и крупных технологических компаний.