Искусственный интеллект и высшее образование:
возможности, практики и будущее

Способен ли ИИ заменить преподавателя? Как избежать злоупотребления нейросетями в обучении? Правда ли, что использование ИИ влияет на качество образования и глубину полученных знаний?

Мы изучили практики внедрения ML‑технологий в российских и зарубежных вузах и разработали советы для университетов, преподавателей и студентов — как использовать ИИ с пользой для каждой из сторон. Работа подготовлена при участии экспертов в области высшего образования, специалистов по машинному обучению, методистов и исследователей из Института образования НИУ ВШЭ и Яндекса.
Ниже — краткая версия доклада, а полную вы можете найти по ссылке.

Трансформация образовательной среды

  • Технологии на базе ИИ применяются в различных образовательных сервисах и платформах: в чат-ботах, для перевода и обобщения текста, при поиске.
  • Почти половина студентов уже используют ИИ в обучении и исследованиях.
49%
студентов уже используют генеративные технологии*
54%
сотрудников университетов уверены, что умение использовать генеративные технологии положительно повлияет на карьерное развитие студентов*
47%
студентов уверены, что текстовые генеративные технологии окажут положительное влияние на их обучение*
77%
российских студентов считают, что генеративный ИИ положительно повлияет на образование**
«Мы стали свидетелями масштабной трансформации,трансформации, связанной с искусственным интеллектом. Заметные изменения происходят в сфере образования: университеты все чаще задаются вопросами о том, как менять содержание обучения и внедрять образовательные технологии, в особенности там, где есть место большим языковым моделям. Мы в Яндекс Образовании хотим делиться опытом в сфере ИИ и помогать вузам интегрировать новейшие технологии на всех уровнях. В докладе мы собрали лучшие российские и мировые практики применения искусственного интеллекта в высшем образовании, чтобы университеты смогли определить для себя подходящие способы взаимодействия с ИИ и пути развития».
Дарья Козлова
директор
Яндекс Образования

ИИ в жизни студентов

Студенты каких специальностей используют ИИ в учёбе***

75%Инженерные науки
72%Математика и естественные науки
61%Гуманитарные науки
58%Юриспруденция
52%Медицина
47%Сельскохозяйственные науки

Для каких задач студенты используют ИИ****

56%Объяснение сложных концепций
45%Исследования и работа с литературой
42%Перевод текстов
39%Создание и анализ текстов

ИИ-практики в университетах

Университетский колледж Лондона (UCL), Великобритания

Администрация вуза разрабатывает гайдлайны по использованию ИИ-инструментов в учёбе в диалоге со студентами и преподавателями.

При проектировании работ для студентов используются три категории использования ИИ:

  • недопустимо;
  • разрешено во вспомогательной роли;
  • задание направлено на работу с ИИ.

Монтеррейский технологический институт, Мексика

Внедрение ИИ ведётся по пяти направлениям:

  • улучшение процессов обучения;
  • развитие экспертизы в области ИИ;
  • продвижение исследований;
  • обеспечение этического использования ИИ;
  • оптимизация операционных процессов.

В вузе разработаны 50 экспериментальных курсов, связанных с ИИ, а кроме того, проект «AI-грамотность», чат-бот TecBot для работы с учебными материалами, виртуальный ассистент для студентов инженерных специальностей и первая в Латинской Америке генеративная модель TECgpt.

Гонконгский политехнический университет, КНР

Вуз запустил трехмесячную пробную версию инструментов GenAI для всех сотрудников и студентов через приложение.

Инструменты охватывают «умные» чат-боты, деловое или профессиональное письмо, резюмирование текста, перевод языка, генерацию кода и интеллектуальный поиск.

В целях безопасности данных сервис размещён в облаке и настроен так, чтобы отказаться от регистрации данных OpenAI и процессов проверки людьми, поток трафика между приложением и облаком зашифрован.

Вуз покрывает расходы, связанные с использованием приложения, предоставляя пользователям ежемесячную квоту для общения в чате.

НИУ Высшая школа экономики, Россия

Вуз обучает преподавателей и административно-управленческий персонал работе с ИИ, помогает внедрять YaGPT для защиты диплома.

Кроме того, проводится конкурс ИИ-решений в студенческих выпускных работах и запущен чат-бот для абитуриентов на сайте и в Telegram-канале YandexGPT.

Вместе с Яндексом разработан гайд по промтингу. Внутри вуза используется специальная политика в отношении использования генеративного ИИ, разработанная Школой философии и культурологии.

Университет ИТМО, Россия

ИТМО разработал модель ключевых компетенций в сфере ИИ, которая позволяет создавать образовательные программы и связывает понятия и дисциплины важные для изучения ИИ. Также у университета есть три платформы для обучения ИИ, предназначенные для отраслевых специалистов, которые не владеют навыками программирования.

Ещё одна активность — матрицу ИИ-компетенций, в которой учтены общие и специфические компетенции для разных специалистов: от основ работы с ИИ до практического применения Python для данных.

В ИТМО разработали сервис цифровых работников, который помогает сократить время на выполнение рутинных задач с помощью больших языковых моделей (LLM). Эта система помогает снизить нагрузку на преподавателей и облегчает их работу.

«В Высшей школе экономики мы фокусируемсямы фокусируемся на возможностях, которые ИИ предоставляет для совершенствования образовательного и научного процессов в университете. Вышка запускает разные инициативы, направленные на поддержку корректного использования ИИ, как преподавателями, так и студентами. При этом мы выступаем за соблюдение этических принципов при использовании ИИ и первыми из российских университетов приняли этический кодекс использования искусственного интеллекта в образовательном процессе».
Евгений Терентьев
директор Института
Образования НИУ ВШЭ

Нейросети в университетах: сомнения и возможности

Не будут ли студенты полностью полагаться на ИИ при подготовке учебных работ?

Для того чтобы этого не произошло, необходимо на уровне университета договориться о том, как именно можно использовать ИИ при подготовке домашних заданий, рефератов, курсовых и дипломных работ и как вуз будет следить за соблюдением этих договоренностей.

Способен ли ИИ заменить преподавателя?

Преподаватель продолжит взаимодействовать со студентами, но его роль несколько изменится: фокус работы сместится на проектирование программ, менторскую поддержку, организацию дискуссионной и проектной работы студентов.

При этом часть рутинных задач — подготовку саммари по учебным материалам, планов занятий, списка дополнительной литературы — он сможет перепоручить ИИ-компаньону.

Можно ли доверять качеству генерируемого образовательного контента?

Не весь генерируемый контент одинаково хорош, и нужно уметь относиться к нему критически.

Для того чтобы научиться этому, в образовательной программе необходим курс, который опишет главные особенности взаимодействия с ИИ.

При этом существуют модели использования ИИ, когда работа ведётся только с проверенным контентом. Он предварительно загружен в библиотеку, с которой и взаимодействует нейросеть.

Нужно ли получать профильное образование, чтобы применять ИИ в работе?

Нужно ли получать профильное образование, чтобы применять ИИ в работе?

Нет, будет достаточно курсов повышения квалификации.

Впрочем, использование ИИ становится новой базовой грамотностью: это и знание промт-инженерии, и культура общения, и использование результатов взаимодействия с GPT-инструментами.

Для того чтобы заложить основу этой грамотности, необходимо запускать в вузах курсы для преподавателей и интегрировать специальные модули в образовательные программы.

Возможно ли интегрировать ИИ без финансовых рисков
и не нарушая существующие процессы?

Один из безопасных способов интегрировать ИИ в вузе — использование облачных решений, например Yandex Cloud.

Они позволяют университету увеличивать вычислительные мощности, не закупая новую технику, гибко управлять и затратами, и кадровой поддержкой, а также разрабатывать свои собственные системы с ИИ и обучать нейронные сети.

При этом партнёр, предоставляющий облако, наравне с университетом несёт ответственность за управление конфиденциальными и персональными данными.

«Технологии искусственного интеллектапотенциально способны полностью изменить образовательный процесс: сделать его действительно индивидуальным, доступным и более эффективным. Даже сейчас, на своём текущем уровне развития, ИИ становится удобным повседневным инструментом как для преподавателей, так и для учащихся».
Александр Крайнов
директор по развитию технологий искусственного интеллекта

Сценарии использования ИИ в образовании

Учебный ассистент

  • Даст ответы на вопросы по содержанию учебных
    материалов в режиме чат-бота.
  • Задаст наводящие вопросы для поиска ошибки
    в диагностических заданиях и аттестациях.
  • Предложит более понятную формулировку
    сказанного в учебных материалах.
  • Сможет персонализировать учебные материалы с учётом темы, уровня подготовки, интересов, физиологических и других личных особенностей студента и переведёт их на разные языки.

Тьютор и трекер

  • Подберёт образовательный контент с учётом
    диагностики и результатов студента.
  • Сконструирует образовательный трек и будет
    поддерживать его в дальнейшем.
  • Напомнит о сроках, будет вести мониторинг
    выполнения задач, сдачи работ, информации о расписании.
  • Создаст расписание внеучебных занятий
    и профессиональный трек в режиме консультанта.

Работа с образовательными программами и сценариями занятий

  • Создаст или сформулирует ожидаемые образовательные результаты.
  • Структурирует содержание учебного плана, включая планирование распределения часов.
  • Подготовит аннотации и описания к программе, отдельным модулям, темам.

Создание учебного контента

  • Сгенерирует учебные тексты, изображения,
    видео для презентационных материалов.
  • Создаст тесты, кейсы, темы эссе для проведения аттестации или организации работы с тренажёрами.

Оценивание

  • Поможет в первичной оценке письменных работ: для выделения ключевых тезисов, сформулированных студентом, анализа структуры и логики изложения.
  • Проанализирует навыки студентов и составит их профили на основе собранных данных.

Проведение исследований

  • Создаст тексты и формы для проведения опросов, сформулирует вопросы для интервью.
  • Поможет систематизировать результаты исследований.
  • Обобщит научные материалы и информацию из открытых источников, сопоставит их и проведёт кросс-анализ.

Оформление результатов исследований

  • Подготовит аннотации и абстракты к статьям и выступлениям на конференциях.
  • Подготовит и оформит научные отчёты.
  • Подготовит и оформит заявки на получение грантов или участие в проектах.

Анализ исследовательских трендов (trend watching)

  • Найдёт и проанализирует предварительные гипотезы (применительно к студенческой деятельности
    в рамках учебных исследований).
  • Сможет отследить и обобщить выходящие
    публикации и исследования.

Администрирование

  • Сможет составлять, обновлять и оптимизировать расписание с учётом оптимального использования аудиторного фонда, нагрузки студентов и преподавателей.
  • Проконсультирует студентов по организационным вопросам
    или абитуриентов по вопросам поступления.
  • Создаст персонализированный маркетинговый контент
    и проведёт анализ взаимодействия целевых аудиторий
    с ним, определит тональность, проанализирует запросы.

Аналитические системы

  • Проведёт анализ и спрогнозирует образовательные результаты,
    запросы, дефицит студентов или слушателей на основе цифрового следа.
  • Проанализирует вовлечённость и эмоциональное
    состояние слушателей или студентов.
  • Изучит деятельность преподавателей, руководителей образовательных
    программ или исследователей, сгенерирует аналитические материалы и дашборды.

Управление документами

  • Создаст проекты локальных нормативных документов:
    приказы, распоряжения, методические рекомендации, регламенты.
  • Сможет сформировать документы по запросам:
    справки, выписки и так далее.
  • Подберёт и обобщит данные, сгенерирует отчётные материалы,
    включая протоколы встреч.

ИИ-грамотность

Для того чтобы использовать ИИ в образовании, важно знать,
как он работает, и уметь формулировать для него задачи.

Для этого команда Яндекс Образования подготовила гайд — он расскажет, что скрыто у GPT под капотом, как правильно формулировать запросы, как проверять результаты и многое другое.

Выводы

Технологии ИИ уже применяются в ведущих университетах по всему миру. В будущем они не заменят преподавателей и других специалистов, но станут их полезными помощниками.

Для того чтобы умело внедрить ИИ в работу вузов, нужно создать правила использования ИИ, повысить техническую грамотность и обновить методы обучения. Это возможно только при тесном сотрудничестве университетов и крупных технологических компаний.

Если ваш университет уже использует ИИ‑технологии в образовательном процессе, поделитесь с нами вашим опытом и практиками, заполнив форму.