Что такое образование?

словами тех, кто его создаёт
  • пройти путь вместе

    Очень важно, когда есть человек, который скажет, что нормально чего-то не понимать, и пройдёт этот путь с тобой. На первом курсе университета я видел студентов на две, на три головы выше меня, меня это вгоняло в неприятное состояние, из которого тяжело выбраться. Я думаю, что для каждого преподавателя ценный навык — уметь провести через этот путь человека таким образом, чтобы показать, что на самом деле он всё может.
    Юра Саргсян
    Лид специализации «Веб‑разработка на Go» в 
    Яндекс Лицее

    Яндекс Лицей — бесплатный образовательный проект для подростков по IT дисциплинам

    узнать больше

  • делать не под копирку

    Я понимаю, что у меня получилось научить, когда ребёнок начинает проявлять какую-то самостоятельность в том, что он делает. Он, возможно, всё ещё владеет только базовыми теоретическими, практическими инструментами, имеет не очень глубокие знания, но уже понимает, как использовать то, что у него есть, и добиваться целей, которые он себе ставит. Когда ребёнок приобретает свободу и начинает что-то делать не под копирку, вот тогда я доволен результатом.
    Рома Никитин
    Методист в 
    Яндекс Учебнике

    Яндекс Учебник — образовательная платформа для школьников с заданиями по информатике, математике и русскому языку

    узнать больше

    Если ребёнок ставит цель получить высокие баллы, учитель должен ему помочь и поддержать. Мы приходим к врачу с бронхитом, а он  говорит: «Не буду лечить». Здесь похожая ситуация. Ребёнок приходит к учителю, а тот отвечает: «Ты не сдашь экзамен на высокий балл». Так нельзя. Конечно, тут многое зависит от самого ученика, его старания, и бывают тяжёлые случаи, но отказываться от них мы не должны. Это наша профессиональная задача.
  • задавать вопросы

    Весь семестр говорю студентам, что если вы что-то не понимаете, то, скорее всего, половина аудитории тоже не понимает, так что задавайте вопросы — поможете не только себе, но и соседу. На всех экзаменах я тоже призываю ребят говорить, если они чего-то не знают. Обмануть нормального экзаменатора невозможно. Мне достаточно задать три вопроса, чтобы понять, шарите вы или нет. Ваши 15 минут на сдачу экзамена — это ваша возможность побеседовать, какие-то места проверить и так далее.
    Многие становятся более уверены в себе, когда говорят «я не знаю». Бывает, студенты признаются в этом на экзамене, и тогда преподаватель помогает в моменте самостоятельно прийти к верному ответу.
    Радослав Нейчев
    Зам.
     зав. кафедры машинного обучения и цифровой гуманитаристики

    Кафедра Яндекса в МФТИ — одна из базовых кафедр Физтех-школы прикладной математики и информатики для будущих специалистов в области Data Science

    узнать больше

    , старший преподаватель в МФТИ
    Через новые знания зачастую надо продираться — легко не будет. Эта ассоциация больше такая образная, вот ты через какие-нибудь там кустарники и болота куда-то идёшь, вот тебя всё бесит, может, кора какая-то, ноги вязнут, тебе куда-то далеко надо, но тебе туда надо, и там будет хорошо. Вот там оазис, вот там приятно.
  • мотивация пользой

    Если читать курс очень сухо и неинтересно, только максимально мотивированные ребята и те, у кого невероятная дисциплина, смогут успешно пройти его при тех вводных, которые даёт преподаватель. Но если хорошо объяснить, как на практике пригодятся какие-то знания, — материал зайдёт сильно лучше. Это будет мотивация пользой.
    Алексей Мамаев
    Преподаватель
     ФКН в НИУ ВШЭ

    ФКН в НИУ ВШЭ — совместный факультет НИУ ВШЭ и Яндекса, для будущих специалистов в IT

    узнать больше

    Первое занятие в роли преподавателя было сложным, я очень волновался. Нужно было научить студентов делать уже что-то в терминале, а ребята с этим раньше не сталкивались. Им многое было непонятно. Я всё подробно рассказывал, но не у всех сразу получалось, и у меня самого от этого было какое-то разочарование. Мы тогда договорились, что если не получилось на занятии, то стоит попробовать сделать дома и, если что, писать мне. В итоге все научились нужному рано или поздно. Дальше уже было проще.
    Мне очень приятно, что ребята, которых учил, уже выходят работать и показывают неплохие результаты. В одной моей группе человек пять не просто в Яндексе работают, а где-то рядом со мной, с моим отделом. Поэтому я могу видеть их и то, что они делают. Это суперполезно для поддержания мотивации в преподавании.
  • круговорот знаний

    Когда преподаёшь, студенты могут принести такие необычные вопросы, что ты, например, на какую-то ситуацию так раньше не смотрел, и ты в эту историю углубляешься. Плюс тебе как преподавателю самому нужно постоянно знать, что нового происходит на рынке, и это дополнительный стимул что-то вокруг изучать. Получается круговорот, и я вижу ценность в том, чтобы делиться знаниями и откуда-то их получать.
    Лера Фимина
    Наставница в 
    Яндекс Практикуме

    Яндекс Практикум — сервис онлайн-образования в IT для взрослых

    узнать больше

Что такое образование?

словами тех, кто его создаёт
  • смотреть под другим углом

    Можно быть уверенным в каких-то устоях или правилах, всегда с ними соглашаться, но благодаря образованию изменить свою точку зрения. В итоге новые знания помогут на мир смотреть под другим углом. Если брать более профессиональную область, связанную с информатикой или программированием, то в ней есть разные концепции. И сначала воспринимаешь их одним образом, а когда тебе коллеги что-то объяснили, дали почитать, ты уже понимаешь, что можешь работать с концепциями на совершенно другом уровне. Появляется возможность ими жонглировать, а не тупо смотреть в стену с открытым ртом.
    Денис Лесиков
    Методист в 
    Яндекс Учебнике

    Яндекс Учебник — образовательная платформа для школьников с заданиями по информатике, математике и русскому языку

    узнать больше

    У меня был ученик, два метра ростом, его боялась вся школа. С ним было сложно, он просто занимался своими делами. Первый пробник написал на 24 балла. Чтобы не завалить экзамен, стал оставаться после уроков, сам начал какой-то пасьянс программировать. Я советовал просто готовиться к ЕГЭ, но он такой: «Не-не-не». И потом он начал мне что-то показывать, спрашивать. Его увлекло. Потом он поступил в универ, стал разработчиком. росто попробовал программировать, стало получаться, и ему понравилось. Я как-то помогал, но не вёл его, не изменил всё, просто наблюдал, как это происходит. Это не особо моя заслуга, но это очень сильно повлияло на нас обоих.
  • создать себе будущее

    Когда ты сотню раз рассказываешь один и тот же материал, в какой-то момент ты начинаешь смотреть на него через новую призму. К тому же, чтобы дать какую-то информацию студентам, я должен для начала сам ей хорошо овладеть. Моя ответственность — выпустить классных специалистов. Преподавание — это возможность создать себе будущее, выпустив высоко- квалифицированных специалистов, и это толкает к развитию, к тому, чтобы улучшать свои собственные знания и прокачивать скилы.
    Леонид Головин
    Старший преподаватель
     базовой кафедры Яндекса

    ФКН в НИУ ВШЭ — совместный факультет НИУ ВШЭ и Яндекса, для будущих специалистов в IT

    узнать больше

     в НИУ ВШЭ
    Уровень образования меняется. Даже по выпускным экзаменам это видно: что-то, чему нас учили на третьем курсе, сейчас надо уметь делать уже в школе.
  • делать лучше и иначе

    В образовании интересно оставаться, потому что ты никогда не делаешь одно и то же. Каждый год в преподавании хочется делать что‑то лучше, что‑то иначе. Даже если ведение курса перехватит кто-то ещё, хочется, чтобы после меня этому человеку перешла хорошая программа и материалы, поэтому всегда стараюсь довести всё до ума.
    Полина Романченко
    Преподаватель в 
    Яндекс Кружке

    Яндекс Кружок — курсы для школьников по подготовке к олимпиадам по программированию

    узнать больше

    Разговаривать с детьми приятно. Узнаёшь, какие у них планы на жизнь, что поменялось, какие новые олимпиады добавились, какие ушли. Иногда, бывает, услышишь, что ребёнок не хочет поступать в сильный институт, потому что он в себя не верит. Я ему говорю: «Да ты чего, даже не попробуешь?». В общем, ощущаешь, что корректируешь чей-то жизненный курс.
  • труд, желание, любознательность

    Люди зачастую хотят подобрать ключ, чтобы сразу всему научиться за один курс. Но ключа нет. Серьёзно, нет волшебной таблетки, но есть труд, желание и любознательность. Я студентам говорю на старте: «Не бывает так, что вы выучитесь и вам этих знаний хватит». Пройденный курс — это только первый кирпичик образования. Учиться нужно будет всю оставшуюся жизнь.
    Роман Местер
    Ментор в 
    Яндекс Практикуме

    Яндекс Практикум — сервис онлайн-образования в IT для взрослых

    узнать больше

  • отделять хорошее от плохого

    Когда я учился, нас заставляли думать и только иногда угадывать, что имел в виду составитель контрольной. И это всегда вдохновляло, потому что ты применял свою голову, приходил к чему-то своему. Нужно научиться придумывать, искать информацию, её классифицировать, связывать, отделять хорошее от плохого. Тогда знания получится применять не только в конкретном типе задач, но и в иных. Никто ведь не будет давать вам решать задачу в жизни, которая уже решена, а дадут новую.
    Данила Ерёмин
    Лид специализации «Веб-разработка на Django» в 
    Яндекс Лицее

    Яндекс Лицей — бесплатный образовательный проект для подростков по IT дисциплинам

    узнать больше

    Бесполезных знаний нет. Тебе решать, будут они полезны или нет. Порой какие-то мелочи, которые даже не связаны между собой, выстреливают в будущем. Когда-то я выиграл олимпиаду, потому что знал число пи с большой точностью. Там был конкурс капитанов, в какой-то момент нам подкинули задание, кто точнее напишет число пи. Пришло моё время! Я выучил это, и спустя пять лет оно выстрелило.
В Яндекс Образовании сотни человек создают учебные программы для детей и взрослых. Мы верим, что образование — много всего и сразу: хорошие отметки, новая ступень в карьере, любовь к профессии, ключ к интересным проектам и вдохновляющим знакомствам. Вдохновляйся и учись с нами: