Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников?

Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников?

Статьи

В книге «Видимое обучение» Джон Хэтти обобщил результаты более 50 тысяч исследований и выявил факторы, которые влияют на достижения учеников.

Впервые книга была опубликована в 2009 году, и с тех пор исследование не прекращается. На сегодняшний день это одно из самых масштабных мировых исследований в образовании.

alt

Джон Хэтти — профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования. Ученый выступает за использование в образовании методов с доказанной эффективностью. По словам Джона Хэтти, книга «Видимое обучение» — это результат 15 лет исследований того, что лучше всего подходит для обучения в школе.

В работе ученый использовал метод метаанализа. Он проанализировал результаты 800 исследований и выделил факторы, влияющие на эффективность обучения. 

Рассмотрим 10 факторов, которые больше всего влияют на успеваемость учеников.

1. Самостоятельное оценивание учеников

Возможность самостоятельно оценить качество своей работы повышает вовлеченность детей в процесс обучения. Регулярно позволяйте ученикам оценить самих себя, и они начнут прикладывать больше усилий, чтобы соответствовать собственным ожиданиям.

2. Программы по Пиаже 

Согласно теории психолога Жана Пиаже, есть четыре стадии развития детского интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, период предоперационных представлений, период конкретных операций и период формальных операций. Наибольшую эффективность дают учебные программы, разработанные с учетом стадий развития интеллекта.

3. Формирующее оценивание 

Формирующее оценивание дает возможность оценить успехи ученика и выявить трудности не в конце обучения, как это делает итоговое оценивание, а в процессе. Формирующее оценивание дает обратную связь и учителю, и ученику. Благодаря своевременной обратной связи вы улучшите свои методы преподавания, а ученики лучше усвоят новые материалы.

4. Микрообучение 

Микрообучение — практика записи коротких видеоуроков для дальнейшего анализа. Микрообучение происходит так: учитель записывает небольшое видео своего урока, а затем обсуждает в группе коллег. Сначала учитель сам оценивает результаты своей работы, затем команда дает обратную связь. Благодаря микрообучению вы сможете увидеть свое преподавание со стороны, найти сильные и слабые стороны и выбрать эффективные методы обучения.

5. Ускоренное обучение 

Ускоренное обучение позволяет сократить время обучения. Например, в России существует практика трехлетнего обучения в начальной школе. Дети не учатся в четвертом классе, а учебную программу четырех лет осваивают за три года. Благодаря ускоренной программе повышается интенсивность обучения. Ускоренное обучение подходит для хорошо подготовленных и интеллектуально развитых детей.

6. Атмосфера в классе 

Задача учителя — создать и поддерживать в классе рабочую атмосферу. В этом поможет набор правил, которых ученики должны придерживаться. Проблем с поведение можно избежать, если повысить вовлеченность детей в учебный процесс и заинтересовать предметом. Например, использовать современные технологии и другие инструменты.

7.  Помощь ученикам с особенностями развития 

Дети с особенностями развития требуют особого подхода. Чтобы ученики лучше усваивали новый материал, учитель должен разработать особую стратегию обучения и выбрать подходящие методы и технологии. К примеру, детям с дислексией необходимо давать больше времени на работу текстом и специальные задания.

8. Понятные цели и конкретные критерии оценивания

Важно объяснить ученикам, какого результата вы от них ждете и как будете их оценивать. Расскажите им, за что ставите двойку, а за что — пятерку. Спросите их, какую оценку они считают уместной за тот или иной набор ошибок. Детям будет приятнее следовать «правилам игры», если они вместе с вами участвовали в их создании.

9. Взаимное обучение 

Взаимное обучение — это техника обучения, которая помогает лучше понять текст и развивает навыки чтения. Взаимное обучение проходит в форме диалога с учителем и состоит из четырех этапов: прогнозирование, вопрос, уточнение и итог. На первом этапе ученики на основе прочитанного пытаются угадать, что будет дальше в тексте. Второй этап — ребята задают вопросы по тексту и отвечают на них. На третьем этапе уточняются незнакомые слова, непонятные фразы и запутанные моменты. В итоге ученики выделяют главные идеи и особые детали, оценивают текст и его содержание. 

10. Обратная связь 

Обратная связь во многом влияет на процесс обучения и достижения учеников, но это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Эффективные отзывы содержат конкретные замечания и дают дальнейшие указания. 

По мнению Хэтти, самая важная обратная связь — это та, которую дает ученик учителю. Благодаря этому учитель видит, какие трудности испытывает ученик и что нужно изменить в процессе обучения. 

Школьное образование — динамичная сфера, которая постоянно меняется. Команда Хэтти продолжает исследование и анализирует новые факторы, влияющие на работу учителей и обучение школьников.

alt
















 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?