Уроки музыки в школе по-новому

§ Концепция уроков музыки в начальной и средней школе от Яндекс.Учебника.

Уроки музыки в школе по-новому

Статьи

Музыка — школьный предмет с уникальным потенциалом, который редко раскрывается во всю полноту. Кроме развития музыкальных способностей, уроки музыки могут стать пространством, помогающим принимать осознанные решения, тренирующим опыт ответственности и включенности, обеспечивающим содержательную и бесконфликтную коммуникацию. Музыкальные занятия с их междисциплинарностью, системой творческих заданий и сменой видов деятельности расширяют внутреннее эмоциональное пространство ребенка, учат позитивному и безоценочному взгляду на вещи и способны обеспечить гибкость и уверенность, необходимые для успешного существования в меняющемся мире. 

К сожалению, уроки музыки в школе часто остаются недооцененными. И школьная администрация, и родители вспоминают о них в последнюю очередь. Особенно теперь, когда так остро стоит вопрос дистанционного образования. Дистанционные уроки по музыке даже не рассматривают.

Команда Яндекс.Учебника решила создать условия, в которых уроки музыки зазвучат по-новому. Мы объединили новое содержание, новый формат преподавания и новый опыт для учеников в двух циклах уроков: для 1–4 и 5–8-х классов. Перед нами стояла важная задача — сделать так, чтобы можно было организовать дистанционные уроки по музыке и использовать материалы на «живых» занятиях. Кажется, что все получилось. Предлагаем вам оценить новый подход к урокам музыки.

Уроки музыки в Яндекс.Учебнике
Уроки музыки в Яндекс.Учебнике

1. Больше проектов

Уроки музыки в школе должны стать пространством для творчества и проявления фантазии. За любой теорией должно следовать практическое задание, чтобы дети могли почувствовать музыку и создать ее своими руками. Например, превратить любые окружающие предметы в инструменты или озвучить мультфильм.

Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника
Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника

2. Музыкальное разнообразие

На традиционных уроках ученики изучают преимущественно европейскую музыку. Мы предлагаем познакомить детей с музыкой разных культур. Например, в разных уголках планеты сохранились специальные «лечебные песни». Представители многих народов считают, что музыка обладает особой силой, она способна исцелять болезни. 

Примеры целительной музыки в Яндекс.Учебнике
Примеры целительной музыки в Яндекс.Учебнике

3. Гибкие навыки

Благодаря музыке можно развить редкие навыки, которые практически не используются на других уроках. Во время музицирования развивается чувственная сфера, эмоциональный интеллект. Занимаясь пением, дыхательными и артикуляционными упражнениями ученики совершенствуют свою речь, познают секреты выразительной интонации. В ходе групповой работы дети получают опыт коллективного творчества, навыки коммуникации — в том числе и на невербальном уровне. 

4. Упор на креативность

Представьте, что уроки музыки — это тренажер для учеников, благодаря которому они развиваются. Дети решают нестандартные задачи, мыслят критически, пробуют новое. Учитель должен дать детям как можно больше возможностей для проявления себя и своих способностей. Составить персональный плейлист, провести опыт по киматике, импровизировать с помощью звучащих жестов — все это поможет ученикам выразить свои эмоции при помощи музыки и почувствовать радость творчества.

5. Формирующее оценивание

Мы рекомендуем придерживаться принципов формирующего оценивания на уроках музыки в школе. Ведь важен не конечный продукт ученика, а его навыки творчества и самостоятельной работы. Задача учителя — отслеживать весь путь ученика и отмечать его прогресс. Во время групповой работы учитель оценивает не только финальный результат, но и слаженность работы, распределение обязанностей и вклад каждого. 

6. Учитель — помощник

На уроках музыки учитель — помощник и организатор практической работы детей. Он наблюдает, как школьники самостоятельно работают, помогает в случае возникновения трудностей и подсказывает направление для работы. Главная задача учителя — быть эмоционально открытым, не бояться импровизации и помочь детям испытать сильные эмоции.

7. Учитываем увлечения учеников

Мы верим, что каждый ребенок музыкален и способен получать удовольствие от занятий музыкой. Очень важно создать для этого все условия и поддерживать инициативы учеников, основанные на их интересах и увлечениях. Например, предложить любителю футбола написать собственный футбольный гимн, а игроку в компьютерные игры — составить список подходящих мелодий для любимой игры. 

8. Домашняя работа — дополнительный стимул

Домашнее задание — еще один способ мотивировать и поддерживать интерес учеников. Выполняя домашнюю работу, дети изучают интересные музыкальные явления самостоятельно и учатся представлять результаты своей работы, рассказывать о музыке другим. В качестве такого домашнего задания можно предложить детям создать свой музыкальный инструмент и сыграть на нем.

Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника
Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника

Присоединяйтесь к бесплатным Урокам музыки от Яндекс.Учебника — они объединяют все принципы нового подхода.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?