Учитель информатики в современной школе

Каким он должен быть?

Учитель информатики в современной школе

Статьи

Владение компьютером – один из основных навыков сегодня. И хотя принято говорить, что дети «рождаются с гаджетом в руках», эффективно использовать его нужно ещё научиться. В том числе — в школе. Но кто тот человек, который сможет показать детям мир технологий, в котором они уже, кажется, органично существуют? Какой он – современный учитель информатики? Попытались разобраться вместе с академическим руководителем школьных образовательных программ по информатике и программированию «Яндекса» Александром Паволоцким.

alt

Какие требования предъявляются к учителю информатики в школе?

Урок информатики появился в российских школах не так давно, в 1985 году. За это время поменялась и программа, и педагоги. Подробнее о том, как изменилась информатика в школе за последние два десятилетия — в другой нашей статье. Как трансформировались требования к педагогам?

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 N544н утверждён «Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования». В квалификационных требованиях  к учителю информатики сказано, что он должен иметь высшее образование физико-математического или другого технического профиля, владеть педагогическими методами и приёмами, методикой преподавания предмета и дидактическим материалом. Но достаточно ли для этого знаний, которые даёт университет, или учителю информатики в школе нужно дополнительно «прокачивать» свои навыки? 

Конечно, студенты, обучаясь в вузе, получают большой объем информации, но это не универсальные знания на все случаи жизни. Задача университета – скорее, дать определённый культурный уровень, базу. Молодым учителям, которые приходят на работу в школу после окончания университета, приходится многое изучать дополнительно, заниматься самообразованием. И это нормально для любой предметной области, но особенно актуально для сферы IT-технологий, где всё очень быстро меняется.

Можно ли учить детей человеку без педагогического образования?

Как поясняет Минпросвещения России, учитель информатики в школе может иметь диплом как по направлению подготовки «Образование и педагогика», так и в области, соответствующей преподаваемому предмету. Однако для успешной работы в школе, безусловно, важно иметь педагогические навыки. 

«Педагогу важно уметь поддерживать дисциплину в классе, поставить себя так, чтобы его уважали, но без давления на учеников. Это общие умения, которыми должен обладать каждый преподаватель, они нарабатываются постепенно», – считает Александр Паволоцкий.

Какие hard skills и soft skills необходимы учителю информатики?

Информатика – динамично развивающаяся область знаний, здесь все меняется очень быстро, постоянно появляется новая информация. Такого нет, к примеру, в математике или в русском языке. Учителю информатики важно разбираться в технологиях, которые актуальны на сегодняшний день, понимать, что такое компьютер, как он устроен. Конечно, в информатике существуют и статичные разделы – например, компьютерная математика, логика. Все эти знания относится к hard skills — «жёстким» профессиональным навыкам. Soft skills (или «мягкие навыки») же универсальны для всех педагогов и включают развитые коммуникативные и управленческие способности, лидерские качества. Всё это безусловно помогает успешно провести урок информатики.

«Конечно, учителю важно знать ответ на любой, даже самый каверзный вопрос ребёнка. Но иногда дети спрашивают что-то очень сложное, и я не могу с ходу ответить, – признается Александр. – Не надо тушеваться, лучше сказать: ты молодчина, что задал такой интересный вопрос, давай, я подумаю, и мы позже обсудим. Конечно, нельзя так делать слишком часто, чтобы не потерять авторитет».

Для любого человека в профессиональной деятельности важно постоянно улучшать свои социальные навыки (soft skills) и обновлять тематические знания. Но учителей информатики это касается в большей степени. 

Должен ли учитель информатики уметь программировать?

Программирование – важная часть информатики. Важно, чтобы преподаватель умел программировать хотя бы на одном языке. Так он сможет не только рассказать теорию, но и продемонстрировать ученикам практическое применение своего предмета, сделать урок информатики более интересным, лучше мотивировать учеников. 

«Современные дети хотят видеть результат, – уверен Паволоцкий. – 20 лет назад было достаточно рассказать, что можно вычитать числа, не зная операции «вычитание», пользуясь только сложением. Теперь же нужно показать на практике, почему именно так всё работает. Можно сделать какой-то совместный проект с учениками. Например, создать навык для голосового помощника Алисы. Это просто и наглядно». 

Что может помочь учителю информатики в работе

Эксперты IT-отрасли разработали специальный сервис по информатике для школьных преподавателей на базе Яндекс.Учебника. Там есть подробные методические материалы для учителей и практические задания с автопроверкой для учеников седьмого класса. Программа соответствует ФГОС, помогает готовиться к ОГЭ. Курс включает три раздела: основы информатики, информационно-коммуникативные технологии, алгоритмизацию и начало программирования. Проект уже запущен в пилотных школах нескольких российских городов. Более 1000 педагогов начали обучать учеников по этой программе. Вы тоже можете присоединиться – для этого нужно перейти по ссылке и оставить заявку на сайте на следующий учебный год . 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?