Спор вместо урока: зачем проводить дебаты в школе?

Спор вместо урока: зачем проводить дебаты в школе?

Статьи

Любой школьник любит спорить. Но далеко не каждый умеет правильно подбирать аргументы, критически мыслить, отстаивать свою позицию, слышать оппонента, имеет смелость признать неправоту и управляет своими эмоциями. Этому невозможно научиться без практики. Только личный опыт может дать ученику нужные для дискуссии навыки и помочь обрести желанную уверенность в себе. Лучше всего нарабатывать опыт не в настоящих конфликтах в школе, а в старинной интеллектуальной игре – дебатах. Сегодня эта учебная техника активно используется во многих отечественных школах и университетах. Мы разобрались, действительно ли она так необходима и как устроить настоящие дебаты на уроке.

Как проводят дебаты?

Дебаты – это контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему. Другими словами, это интеллектуальная игра для школьников, которая станет прекрасной идеей для урока. Для обсуждения выбирают интересные и значимые проблемы, пригодные для спора.

Суть дебатов – убедить нейтральную сторону, то есть судей, что аргументы вашей команды лучше, чем у оппонентов. Перед началом озвучиваются правила дебатов и формат дискуссии. Состав участников зависит от вида дебатов. Чаще всего есть такие роли:

Команда – несколько учеников, объединённые одной позицией, которую они защищают в рамках дискуссии. Обычно формируют две команды: защищающие утверждение и опровергающие его.

Судьи – школьники и учителя, которые решают, кто из команд был убедительнее. Они могут вести или не вести протокол, но обязательно должны подытожить дебаты: рассказать о сильных и слабых сторонах команд. От судей ждут сохранения нейтралитета, критического взгляда, отстаивания справедливости и сохранения общего позитивного настроя. 

Таймкипер – человек, который следит за соблюдением регламента и правил дебатов.

Слушатели – ученики, не вошедшие в состав команд и просто наблюдающие за ходом дискуссии.

Почему дебаты нужны именно в школе? 

Во-первых, дебаты – это умение не только хорошо говорить и доказывать, но главное – хорошо слушать, вникать, понимать и анализировать. Бесценные навыки для процесса учёбы.

Во-вторых, для успеха в дебатах школьнику необходимо быть эрудированным и иметь в запасе различные факты, а также хорошие базовые знания. Дебаты наглядно показывают необходимость интересоваться информацией, которую дают в школе, а также искать новые данные самостоятельно. Таким образом, участие в дебатах мотивирует учеников внимательнее слушать учителей на уроках, заниматься тщательной проработкой материалов и тренировать поисковые способности. Кроме того, дебаты помогают нивелировать конфликты в школе.

В-третьих, чаще всего школьные программы не предусматривают сознательного обучения искусству устной речи. Из-за этого у многих учеников публичные выступления и обсуждение спорных тем вызывают стресс и растерянность. Такие интеллектуальные игры для школьников как дебаты ставят участников в положение, когда для победы необходимо быть хорошим спикером, работать над своей речью и невербальной коммуникацией.

Главные принципы дебатов: уважение к оппонентам, честность, отсутствие проигравших. Дебаты ни в коем случае не должны провоцировать конфликт в школе. 

Скорость, строгость и спокойствие: чему учат дебаты? 

«А, что вы можете рассказать о своих soft skills?» – так звучит любимый вопрос hr-специалистов, которые проводят собеседования перед приемом на работу. «Гибкие навыки» очень интересуют работодателей, потому что от их наличия напрямую зависит успешное и плодотворное участие соискателя в рабочем процессе.

Soft skills – это комплекс неспециализированных надпрофессиональных умений, к которым относятся командная работа, публичные выступления, эмпатия, способность налаживать коммуникации, быстрая реакция, самостоятельность в принятии решений, наличие четкой позиции и, конечно, умение её отстаивать.

Кстати, они все эти навыки имеют немалое значение и в процессе учебы, и в бытовых вопросах, и в повседневном общении. Уделить время их развитию - хорошая идея для урока. Дебаты – универсальная методика, которая дает возможность развивать сразу все упомянутые soft skills. А чему еще они точно научат школьника?

  • Умению беспристрастно оценить правоту оппонента.
  • Умению критически мыслить.
  • Умению быстро ориентироваться в большом количестве информации и концентрироваться на сути проблемы.
  • Умению решать конфликты в школе.
  • Умению формировать изначально свою позицию глубокой, осознанной и корректной. Такой, чтобы мочь отстоять её.  
  • Умению управлять своими эмоциями.
  • Умению быстро ориентироваться.
  • Умению формулировать и находить точные аргументы, оперировать статистикой, фактами, датами и цифрами.
  • Умению оценивать предел своих знаний.
  • Умению искать лучшее решение проблемы, а не просто добиваться своего.
  • Умению оценивать последствия действий, убеждений и идей.
  • Умению писать хорошие речи и эффектно выступать.

Кроме этого, во время обсуждения важных тем у школьников формируются собственные жизненные позиции. А успех на дебатах вдохновляет узнавать ещё больше нового, а также брать ответственность за обогащение своих знаний. Такая осознанность помогает достигать гораздо более высоких показателей в учебе.

Кто побеждает на дебатах?

Разумеется, сильнейший. Но чтобы им стать, нужно обладать логикой, быстротой, спокойствием, уверенностью, интересоваться, просчитывать аргументы соперника наперёд и грамотно подбирать собственные, хорошо пользоваться жестами, мимикой и речью, уметь отвечать на вопросы и уметь задавать их. Важно помнить, что дебаты — это именно интеллектуальная игра для школьников, и не столь важно, какой позиции они придерживаются на самом деле.

Сценарии дебатов для школьного урока 

Существуют различные виды дебатов. Они отличаются по времени, количеству участников и порядку обсуждения. Кроме того, могут отличаться правила дебатов. При выборе сценария нужно ориентироваться на возраст и особенности учеников, а также ресурсы, которыми вы располагаете как учитель. Интересная идея для уроков - провести разные форматы дебатов, а затем обсудить с ребятами в рамках дискуссии плюсы и минусы регламентов. Основные форматы школьных дебатов:

1. Классические дебаты: в классе формируют две команды по 3-10 человек, остальные становятся слушателями или судьями. Тема выдаётся заранее, спикеры готовятся самостоятельно. Такие дебаты обычно занимают весь урок или большую его часть. В конце дискуссии спикеры задают друг другу перекрёстные вопросы: практические (уточняют тезисы оппонентов) и стратегические (выявляют изъяны аргументов оппонентов).

2. Экспресс-дебаты: такие же, как классические, но команды готовятся прямо на уроке в течение 10-15 минут после объявления темы. Для подготовки может быть использован материал учебника, объяснения педагога или другие доступные источники. 

3. Модифицированные дебаты: регламент трансформируется под конкретный класс и условия. Можно сократить время на выступления, добавить больше игроков, добавить группы поддержки, вопросы из зала, команду экспертов или что-то ещё. Всё зависит от творчества и задач учителя, а также пожеланий детей.

4. Скоростные дебаты: учитель озвучивает несколько мини-проблем, затем по каждой из них заслушивается пара конкурирующих спикеров, а остальные учащиеся записывают выводы, которые в конце обсуждаются в классе. Такая форма школьных дебатов может применяться на этапе актуализации, изучения нового материала, закрепления. 

Найти новые идеи для уроков, на которых вы хотите провести дебаты, бывает нелегко. В помощь учителю мы придумали 25 тем школьных дебатов, которые включат в работу всех учеников. Эти темы подойдут для обсуждения в рамках любого формата дебатов. Также в файле вы найдете правила дебатов. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?