Дислексия — это расстройство чтения (и в большинстве случаев — письма) при сохранности интеллекта и способности к обучению. Люди с дислексией могут иметь прекрасно развитое мышление и выдающиеся способности в тех или иных областях.
По статистике, трудности при чтении испытывают 10% людей.
Не существует специфического лечения или методики, которая позволит избавиться от дислексии раз и навсегда. Важно ещё в начальной школе научить ребёнка пользоваться копинг-стратегиями, которые помогают читать немного быстрее, и собственными стратегиями для получения знаний и расшифровки текстов.
Ребёнок должен понимать, что с дислексией можно жить, учиться и добиваться успехов. Просто в чём-то ему будет сложнее, чем остальным.
Обычно ребёнок с дислексией:
— долго учится читать и читает медленнее сверстников;
— неправильно произносит некоторые звуки, путает звуки, фонемы;
— даже короткий текст перечитывает 2–3 раза, чтобы понять его смысл;
— с особенным трудом читает текст со сложными грамматическими конструкциями и редкими словами;
— переставляет, заменяет или добавляет буквы при письме;
— с ошибками читает редкие слова с большим количеством слогов;
— не любит читать книги и длинные тексты, выбирает короткие заметки из журналов и соцсетей;
— испытывает сложности в изучении иностранного языка;
— делает ошибки при письме, хотя знает правила.
У ребёнка не обязательно должны быть все перечисленные признаки. Степень выраженности дислексии может определить психоневролог или нейропсихолог. Ключевой симптом, на который может обратить внимание учитель, — при желании учиться и нормальных способностях ребёнку трудно читать и понимать прочитанное.
В школе учеников с дислексией могут считать глупыми или ленивыми, но это не так. Представьте, как много психических ресурсов тратят такие ребята, чтобы прочитать текст, понять его или решить текстовую задачу. Дети с дислексией часто чувствуют себя неуспешными по сравнению с одноклассниками, и в итоге их желание учиться ослабевает.
Главное, что должен сделать учитель, если у ребёнка обнаружили дислексию — отнестись к этому с пониманием:
— давать больше времени на работу текстом, в том числе при работе с длинными текстовыми заданиями;
— длинные тексты разбивать на части, упрощать сложные конструкции, уменьшать количество сложных для прочтения слов;
— работать вместе: объяснять, наблюдать, помогать. Таким детям нельзя давать много материала для самостоятельной работы дома или в классе;
— давать больше времени на отработку правил на уроках русского языка. Ошибки при письме — отражение системных расстройств речи;
— направить ребёнка на нейропсихологическую диагностику, чтобы определить возможные причины дислексии.
Важно подобрать для ребёнка индивидуальные «обходные пути». Ребёнок может:
— смотреть видеолекции по теме урока или слушать аудиоверсии учебников;
— пытаться пересказывать то, что прочитал;
— вместо письменных конспектов записывать аудиозаметки на диктофон;
— проговаривать сложное слово по слогам;
— пропевать текст, чтобы понять его;
— рисовать схемы и ментальные карты сложных тем.
Исследованиями подтверждено, что для коррекции дислексии эффективен аналитический подход к изучению русского языка. Важно максимально проработать:
— звукобуквенный анализ слова;
— переход от звука к букве и от буквы к звуку;
— типы ударений, правила постановки ударений;
— разбор слова по составу, понимание морфемы как смыслоразличительной единицы.
Лишь после этого можно переходить к синтаксису и семантике.
С нейроспихологической точки зрения причины дислексии могут быть различными:
— нарушения фонетико-фонематического анализа и фонематического слуха (это самая частая причина);
— слабость регуляторных функций;
— слабость слухоречевой памяти;
— зрительно-пространственные трудности;
— нарушение зрительной памяти.
Прицельная работа с причиной дислексии может сильно помочь в обучении: системно улучшить качество чтения, письма, запоминания и освоения нового учебного материала.
Детей с дислексией вполне можно увлечь чтением. Для этого нужно найти книги, которые будут по-настоящему интересны конкретному ребёнку, и взрослого человека, который будет вместе с ребёнком читать.
Ребёнок может читать книги и самостоятельно, по несколько страниц в день. Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке.
Но главное — обсуждать с ребёнком, что происходит в книге: мотивы и намерения героев, главную идею, важные мысли, пришедшие в голову при чтении.