Ребёнок с дислексией: как учить и помогать

Ребёнок с дислексией: как учить и помогать

Статьи

Дислексия — это расстройство чтения (и в большинстве случаев — письма) при сохранности интеллекта и способности к обучению. Люди с дислексией могут иметь прекрасно развитое мышление и выдающиеся способности в тех или иных областях. 

По статистике, трудности при чтении испытывают 10% людей. 

Не существует специфического лечения или методики, которая позволит избавиться от дислексии раз и навсегда. Важно ещё в начальной школе научить ребёнка пользоваться копинг-стратегиями, которые помогают читать немного быстрее, и собственными стратегиями для получения знаний и расшифровки текстов.

Ребёнок должен понимать, что с дислексией можно жить, учиться и добиваться успехов. Просто в чём-то ему будет сложнее, чем остальным. 

Обычно ребёнок с дислексией: 

— долго учится читать и читает медленнее сверстников; 

— неправильно произносит некоторые звуки, путает звуки, фонемы; 

— даже короткий текст перечитывает 2–3 раза, чтобы понять его смысл; 

— с особенным трудом читает текст со сложными грамматическими конструкциями и редкими словами; 

— переставляет, заменяет или добавляет буквы при письме; 

— с ошибками читает редкие слова с большим количеством слогов; 

— не любит читать книги и длинные тексты, выбирает короткие заметки из журналов и соцсетей; 

— испытывает сложности в изучении иностранного языка; 

— делает ошибки при письме, хотя знает правила. 

У ребёнка не обязательно должны быть все перечисленные признаки. Степень выраженности дислексии может определить психоневролог или нейропсихолог. Ключевой симптом, на который может обратить внимание учитель, — при желании учиться и нормальных способностях ребёнку трудно читать и понимать прочитанное. 

В школе учеников с дислексией могут считать глупыми или ленивыми, но это не так. Представьте, как много психических ресурсов тратят такие ребята, чтобы прочитать текст, понять его или решить текстовую задачу. Дети с дислексией часто чувствуют себя неуспешными по сравнению с одноклассниками, и в итоге их желание учиться ослабевает. 

Главное, что должен сделать учитель, если у ребёнка обнаружили дислексию — отнестись к этому с пониманием

— давать больше времени на работу текстом, в том числе при работе с длинными текстовыми заданиями; 

— длинные тексты разбивать на части, упрощать сложные конструкции, уменьшать количество сложных для прочтения слов; 

— работать вместе: объяснять, наблюдать, помогать. Таким детям нельзя давать много материала для самостоятельной работы дома или в классе; 

— давать больше времени на отработку правил на уроках русского языка. Ошибки при письме — отражение системных расстройств речи; 

— направить ребёнка на нейропсихологическую диагностику, чтобы определить возможные причины дислексии. 

Важно подобрать для ребёнка индивидуальные «обходные пути». Ребёнок может: 

— смотреть видеолекции по теме урока или слушать аудиоверсии учебников; 

— пытаться пересказывать то, что прочитал; 

— вместо письменных конспектов записывать аудиозаметки на диктофон; 

— проговаривать сложное слово по слогам; 

— пропевать текст, чтобы понять его; 

— рисовать схемы и ментальные карты сложных тем. 

Исследованиями подтверждено, что для коррекции дислексии эффективен аналитический подход к изучению русского языка. Важно максимально проработать: 

— звукобуквенный анализ слова; 

— переход от звука к букве и от буквы к звуку; 

— типы ударений, правила постановки ударений; 

— разбор слова по составу, понимание морфемы как смыслоразличительной единицы. 

Лишь после этого можно переходить к синтаксису и семантике. 

С нейроспихологической точки зрения причины дислексии могут быть различными: 

— нарушения фонетико-фонематического анализа и фонематического слуха (это самая частая причина); 

— слабость регуляторных функций; 

— слабость слухоречевой памяти; 

— зрительно-пространственные трудности; 

— нарушение зрительной памяти. 

Прицельная работа с причиной дислексии может сильно помочь в обучении: системно улучшить качество чтения, письма, запоминания и освоения нового учебного материала. 

Детей с дислексией вполне можно увлечь чтением. Для этого нужно найти книги, которые будут по-настоящему интересны конкретному ребёнку, и взрослого человека, который будет вместе с ребёнком читать. 

Ребёнок может читать книги и самостоятельно, по несколько страниц в день. Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке. 

Но главное — обсуждать с ребёнком, что происходит в книге: мотивы и намерения героев, главную идею, важные мысли, пришедшие в голову при чтении. 

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?